Посмотрела наконец и я этот фильм. Дело было вчера, но до сих пор нахожусь под большим впечатлением. Все, что последует дальше, просто отрывочные заметки, о том, о сем. Надо просмотреть фильм еще раз или два, чтобы это все улеглось, утряслось, оформилось в стройную систему. Заметки ниже предназначены для тех, кто фильм уже посмотрел, т.к. содержат спойлеры. К сожалению, самая первая тема (Эарендиловская) ушла в небытие, так что туда уже не заглянуть....
Фильм не без минусов, конечно -- некоторые вещи слишком банальны, плоски (Эш открывает ставни и видит глухую кирпичную стену -- ну, здрасте...).
Вина не фильма как такового, но впечатление портит: перевод не то чтобы совсем омерзительный, но убогий -- ясно, что переводчик понятия не имел ни о каких таких ролевых играх. Помните, когда Епископ ("Бишоп") приходит домой к Эш, и она предлагает ему создать "стандартную" партию, состоящую из трех воинов, вора и.... кого бы вы дкмали?... "Мейджа", да-да, мейджа! Прямо так и сказали! Я человек мирный и не очень склонный к конфликтам, но тут мне захотелось запустить в переводчика чем-нибудь тяжелым.
Нашла я тут в сети интересную страничку, где люди высказывали свои догадки о смысле разных эпизодов в игре, и их связи с другими.
http://www.ninesiste...rg/thoughts.htmПосмотрите -- довольно интересно; некоторые идеи, высказанные там, я уже приняла для себя и считаю доказанными (например, связь между игрой в Авалоне и "Wizardry").
Мучает меня вопрос, какова роль в этой истории Станнера (Вора) и Епископа? Типажи, к слову сказать, просто замечательные. Вор - настоящий, с хитрецой, проныра; скатился на дно, но не упустит случая подстеречь прежних товарищей, чтобы те его накормили на дармовщинку. И судя по его упитанной физиономии, он таки в этом преуспевает. Он явно был хорошим вором в прежней команде -- ведь в стычке с жуткой цитаделью советского производства (заметили на крыле "цитадели" надпись про Челябинский совхоз?) выживают только сам Епископ, Эш и он. И вместе с тем... его на Эш очевидно науськивает Епископ; его предназначение - заманить Эш, заставить ее заинтересоваться недосягаемой, запретной областью.
Эш мучается сознанием своего предательства; она уже не доверяет себе, поэтому она становится одиночкой -- она боится предать свою новую партию, как она предала (по ее мнению) свою прошлую, струсив, не начав стрелять по команде лидера, и тем самым став виновницей того, что лидер превратился в одного из the Unreturned. Врет ли Станнер, когда признается, что в гибели старой партии в той давней игре был виновен он, а вовсе не Эш, и что, значит, все ее самобичевание и отшельничество было напрасным? Если он все время играл по воле, по указке Епископа, он мог сказать ЧТО УГОДНО, лишь бы подтолкнуть ее на выполнение последнего задания, столь необходимого Епископу.
The Unreturned. Вряд ли режиссер и сценарист имели в виду социальные и политические мотивы, но я для себя неожиданно открыла их. Но я из немного иного поколения. Станнер - типичный советский бомж. Мир, в котором живут сейчас они с Эш -- это послевоенная Польша, разруха, бесцветная баланда в бесплатной столовке; те, кто интересовался фильмами той эпохи, знает и легко узнает мотивы, детали. (Еще одна отсылка к послевоенным годам -- типичный шрифт сороковых -пятидесятых годов в этой надписи на военной цитадели. Это не сразу осознается, но создает атмосферу, среди прочих деталей.) Даже эта полузагадочная женщина средних лет на низких каблуках, кассирша на терминале клуба,-- она типичный советский функционер того, послевоенного времени. И вот Эш прибывает в Class Real... и попадает в "современную" Польшу, американизированную, с рекламой Кока-колы, в мечту людей, обреченных никогда не выехать из одноцветной советской действительности. И тут оказывается, что Мерфи, потерянный для жизни "тут", живет "там". Он -- НЕВОЗВРАЩЕНЕЦ. The Unreturned. Фильм повернулся ко мне другой стороной. Бегство из соцреализма. "Попытка к бегству". Но это, видимо, уже случай, когда зритель / читатель видит в исходном тексте больше того, что было в нем заложено изначально.
Небольшая деталь -- не могу доказать, но чувствую, что это так... Те играющие херувимы, один без головы, из скульптурной группы, которая мелькает пару раз между кадрами в "основной" истории Эш -- я думаю, это те самые, в которых попадают пули Эш, когда она в конце стреляет в призрака (пули проходят насквозь...) Она-то и разбивает голову одному из херувимов, прежде чем вернуться в ту действительность, где скульптура изувечена.
Уф, пока все.