Перейти к содержимому


Фотография

ТОЛЬКО по преданиям: зачем нас создали.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 rackbot

rackbot

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 383 сообщений

Отправлено 18 Февраль 2005 - 00:46

Приношу извинения за то, что случайно спровоцировал такую склоку. К сожалению, я отсутствовал во время постановления подобного запрета, и поэтому не точно сформулировал тему.
Вопрос стоял не почему именно Бог. А почему вообще нас создали. Но только с позиции легенд и преданий, они мне были интересны. Это было что-то типа запроса "Где найти МП3 "Dream Theater" бесплатно".
Не зависимо от Бога или богов. Кто угодно, хоть Вселенная или Альберт Эйнштейн. (Я вообще склоняюсь к мысли, что мир, каков есть, создал Лев Толстой.). Только "Почему", "С какой целью", "Зачем".
Я смею надеяться, что на этот раз был понят.
Предания, Легенды... Безотносительно к вопросам веры (по поводу них я уже высказывался. Да, кто-то здесь упоминал тему "Верите ли вы в бога". По-моему она уже была давно. Только слегка не так называлась. Пошукай)
Еще раз приношу свои извинения.

Это сообщение отредактировано rackbot - 18 февраля 2005 | 00:47


#2 Dagott

Dagott

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 94 сообщений

Отправлено 18 Февраль 2005 - 01:03

Чтобы было с кем себя сравнивать.


#3 Pointer

Pointer

    Указующий Перст

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 330 сообщений

Отправлено 18 Февраль 2005 - 06:16

> А почему вообще нас создали.
Что лбом о стенку, что стенкой о лоб.
Я уже упомянул Годзилу и Терминатора. Не поняли. В результате тему растащили на уточнения и, в конце концов, прихлопнули.
Располагая временем, повторю прямым текстом: Если уж речь о "преданиях и легендах", то эта тема в самый раз для "ЗОМП", "Иных миров" или "Golden Globes". Возникни она там изначально - не возникло бы повода для оффтопа "а существует ли Бог и если существует, то как именно".


По формулировке.
"Почему" и "зачем" - два разных вопроса.
Как я уже говорил ранее и неоднократно, вопрос "зачем", "с какой целью" имеет смысл только в частном случае - при рассмотрении поведенческих моделей. Поскольку в формулировке темы стоит именно "зачем нас создали", а не, скажем, "зачем мы возникли", то данную формулировку можно считать вполне корректной.

По вопросу.
Общая часть.
Глагол "создали" подразумевает некоторое действие, осуществляемое, разумеется, субъектом (субъектами). Таким образом, вопрос априорно предполагает, что возникновение людей явилось следствием работы поведенческой модели индивидуума (индивидуумов). Вместе с тем, "вследствие" не означает "для этой цели". Например, при сотворении человеком деревянной мебели целью является появление мебели, а не опилок, хотя опилки и есть одно из следствий этой деятельности.
Допустим, человек ощутил некоторый дискомфорт, что явилось для него мотивацией к действию. Скажем, человеку захотелось почесаться. Действие это является осознанным лишь в малой своей части. (В конце концов, мы же не контролируем все химические процессы, протекающие в организме при движении руки). Если бы человек обладал большим могуществом, то доля сознательных усилий была бы ещё меньше. Скажем, достаточно было бы пожелать, чтобы зуд прекратился, и он прекратился бы.
В случае всемогущества, ещё проще: достаточно было бы пожелать вечного счастья, и ощущение дискомфорта более бы не возникло. Это, однако, не означает, что не предпринималось бы никаких бессознательных действий по достижению и поддержанию состояния комфорта. Ведь главное - избежать затраты усилий, а именно неосознаваемые действия - единственные, что по-определению не могут являться неприятными (и вообще, по-определению не могут считаться усилиями. Ведь "усилие" является таковым только для сознания. И никакая другая работа, кроме работы сознания не является работой индивидуума, который сам это сознание и есть).
Таким образом, для всемогущего существа, все его действия будут носить бессознательный характер, а сознание его будет наполнено только лишь переживанием состояния комфорта (счастьем).
Из этого следует, что если возникновение человека - следствие действий всемогущего существа, то вопрос "зачем" бессмысленен, как предполагающий осознанною целенаправленнось, а на вопрос "почему" можно ответить так: потому что это часть процесса по достижению счастья всемогущим субъектом. По аналогии: опилки появились не зачем-либо, а просто потому, что этого потребовал определённый производственный процесс - изготовление деревянной мебели, как часть процесса удовлетворения индивидуума.
(Кстати, это не означает, что вся Вселенная - чьи-то "опилки". Даже если существует некто всемогущий, то может существовать и что-то, лежащее за пределами как его самого, так и его действий.)

Примеры.

1) Источник: "Тора" (с комментариями)
QUOTE
1.3. И сказал Б-г Да будет свет! И был свет. 1.4. И увидел Б-г свет, что хорош, и отделил Б-г свет от тьмы.
...
6.6. И решил Господь на иное о том, что создал человека на земле, и огорчился Он в сердце Своем.

Данные отрывки, в числе прочих, указывают на планирование Б-гом своих действих, восприятие и оценку их результата - как положительных (приятных), так и отрицательных (неприятных). Как минимум, это является отрицанием всемогущества и всеведения Б-г. Всемогущий и всеведующий не осознает и не сотворит то, что ему неприятно.
В той части текста, где говорится о сотворении, отсутствуют указания на какую-либо логику действий Б-га. Описание состояния Б-га построено по принципу "сделал - воспринял результат".
В то же время, другие отрывки дают образцы логических построений типа "сделал для того, чтобы". Сравните, например:
QUOTE
1.29. И сказал Б-г: Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу,

То есть, создал траву и прочее с целью прокормить живых тварей. Таким образом, на вопрос "Зачем Б-г создал растения?" имеется вполне чёткий и недвусмысленный ответ: для прокорма. А на вопрос "почему" ответом будет: "потому что пожелал именно таким образом поддерживать жизнь сотворённых популяций". (примечание: не потому, что это оптимальный способ, а потому что его левая нога так дрогнула).
Исходя из сравнения конструкций 1.3 и 1.29, можно ответить и на вопрос "Зачем Б-г создал свет?". Ответ такой: "Не за чем. Это было неосознанное действие." (А вопрос "почему?" может здесь спровоцировать лишь поток гипотез - спекулятивных, а значит не очень интересных, imho)
С человеком сложнее.
QUOTE
1.26. И сказал Б-г Создадим человека создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему! И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле...
1.28. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!

(Здесь полезно ознакомится с комментариями. Так, Сончино аргументированно утверждает, что "властвовать" следует понимать буквально - т.е. "осуществлять власть", "владеть", "управлять", "повелевать". Из комментариев Раши понятно, что "властвовать" может означать и просто "быть выше" (не по росту, конечно, а по достоинствам).
Безо всяких комментариев ясно, что "властвовать" может подразумевать "проявлять волю". Ведь, согласно "Торе", человек, в отличие от других созданий, наделён свободой воли.)
Более того, создание человека было спланировано заранее:
QUOTE
1.14. И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, и для времен (назначенных), и для дней и лет

Светила - для знамений. Значит, предполагался некто, кто сможет воспринять эти знамения. По тому же принципу, можно предположить и целенаправленность создания всего, начиная со "света". Впрочем, косноязычие авторов "Торы" даёт пищу для множества взаимно противоречащих и одинаково спорных предположений. Поэтому рассмотрю то, о чём сказано прямо:
QUOTE
2.5. Никакого кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не слал Господь Б-г на землю, и человека не было, чтобы возделывать землю. 
2.15. И взял Господь Б-г человека и поместил его в саду Эденском, возделывать его и охранять его.

Вот и ответ на вопрос "зачем понадобился человек?": Чтобы возделывать и охранять Эденский сад. (Надеюсь, тема "а на хрена Б-гу Эденский сад?" на Форуме не появится :)
QUOTE
2.20. И нарек человек имена всякому скоту, и птице небесной, и всякому животному полевому; а для человека не нашел подспоры соразмерно ему.

R: Люди (мужчины) созданы для ухода за растениями и присмотра за животными. (возможно, ещё для "наречения имён"). Женщины созданы в качестве "подспоры" человеку (мужчине).

2) Источник: "Старшая Эдда".
QUOTE
<боги> На лугу, веселясь, // в тавлеи играли, // все у них было // только из золота, — // пока не явились // три великанши, // могучие девы // из Ётунхейма
Тогда сели боги // на троны могущества // и совещаться // стали священные: // кто должен племя // карликов сделать // из Бримира крови // и кости Блаина.
Модсогнир старшим // из племени карликов // назван тогда был, // а Дурин — вторым; // карлики много // из глины слепили // подобий людских, // как Дурин велел.
...
Они не дышали, // в них не было духа, // румянца на лицах, // тепла и голоса; // дал Один дыханье, // а Хёнир — дух, // а Лодур — тепло // и лицам румянец.

Здесь, насколько я понял, не говорится прямо о целях создания людей. Тем не менее, из контекста можно уверенно предположить, что люди были созданы как войско, для поддержки богов в войне с великанами.

R: Люди созданы для войны с великанами.

Это сообщение отредактировано Pointer - 18 февраля 2005 | 06:19




Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Рейтинг@Mail.ru