Перейти к содержимому


Фотография

Религия, наука и все-все-все


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 109

#21 Lutenant

Lutenant

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 512 сообщений

Отправлено 14 Май 2005 - 10:02

QUOTE
Resident
Большевики знали, что вера - большая сила и намерено запрещали религию.

Неа, не запрещали, а - замещали. Ленин - бог, интернациональ - отче наш, компартия - церковь. Для полноты картины не хватает только воскресшего Ленина.

QUOTE
Я думаю, что наука и религия не мешают друг другу, пока одно не начинает цеплять другое. 

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю измерять циркулем. Таков же богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии или химии. М. Ломоносов.

QUOTE
Религия - её место и роль в современном обществе.

Роль - отрицательная. Как и была во все века.
Если-бы ты знал как сложно уговорить понастоящему верующего человека перестать молиться иконам и начать что-то делать. Самому творить свою жизнь. Какие чудеса дипломатии приходится проявлять.

Это сообщение отредактировано Lutenant - 14 мая 2005 | 14:03


#22 Raven-umr-

Raven-umr-

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 426 сообщений

Отправлено 14 Май 2005 - 10:05

nasty_floater

>>Религия догматична.

Бррр. Как так? В чём религия может быть догматична? Пример? "Земля плоская"? Так ведь это не религия - это космогония христианской церкви. Церковь догматична. Даже больше скажу - виноват сам теологический подход. Вы говорите не о религии и науке, но о теологии и науке. А ещё точнее - о теологическом методе (у каждого явления есть цель, надо эту цель обнаружить) и механистическом (у каждого явления есть причина, надо эту причину обнаружить). Т.е. - вы говорите о *методах* рационального миропознования. Да, первый метод доказал свою практическую бесполезность. Да, церковные мыслители использовали в своё время именно его для построения церковной картины мира. Вопрос: при чём здесь религия? Разве она определяет выбор того или иного метода для рационального познавания окружающего мира?

>>Наука - это в первую очередь скептицизм и критика каждой идеи, каждой предлагаемой модели, конкуренция моделей, ни одна из которых не имеет априорного, идеологического приоритета.

В идеале это так. На самом деле, многое решает авторитет учёных (Ньютон был сторонником эфира, а Эйнштейн прохладно относился к квантовой физике, ЕМНИП).

>>Подобная конкуренция моделей в религии немыслима.

Как так? Разве религия унитарна? Разве нет различных течений? Исламизм, иудаизм, христианство, буддизм... У каждой - свои надстройки (моральная система, космология и прочее).

>>Религиозная система не может и помыслить о том, что бога не существует, к примеру (максимум - предположить это в каком-нибудь "доказательстве существования бога от противного", которое непременно приведет в итоге к утверждению, что бог есть).

Шаманизм, анимализм... Какие в них боги?

>>Научный метод в принципе вполне допускает гипотезу о существовании бога, если для того будут достаточные основания.

В область трансцендентного наука не залезет никогда.

Наука не может доказать небытие бога.

Из того, что у "чуда" нашлось рациональное объяснение не следует, что бога нет, так? Следует, что если он и есть, то к данному событию непричастен. Объяснив все божественные проявления ("чудеса"), наука "выдавит" бога из мира вещей целиком в мир идей. Но "добить" его там она не сможет - путь в сверхчуственное и иррациональное ей заказан.

>>Религиозные гипотезы (вроде существования бога/рая/ада/загробной жизни/благодати и пр.) не поддаются фальсификации, эрго, они не научны.

Они не поддаются проверке. Следовательно, к ним неприменимы модели, основанные на наличии каких-либо эмпирических данных. Доказать существование бога можно только феноменологическими методами, "чистой разумностью" в отрыве от всякого опыта. Физика на такое не способна. Математика? :-)

>>Кроме того, религиозные гипотезы, по сути, не вносят полезного вклада в познание мира.

Добавлю два слова: "Кроме того, религиозные гипотезы, по сути, не вносят полезного вклада в *рациональное* познание *окружающего* мира." Есть ещё т.н. "внутренний мир" со своими законами. Религия претендует именно на него.

В заключение - одна история.

Кто-то из паствы спросил у настоятеля:
-"Бог всесилен. Может ли он создать неподъёмный камень?"
-"Сможет."
-"А сможет ли он поднять его?"

Пастырь не смог ничего ответить в тот момент.

А ведь ларчик открывается просто: если Бог всесилен - то почему он должен ограничивать себя рамками человеческой логики? Он сможет создать такой камень. Он сможет поднять его. Для него здесь нет противоречия.

Наука - не противница религии. И не замена. И не вид. Наука - способ восприятия мира внешнего. Религия - мира внутреннего.


#23 Torvik

Torvik

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 416 сообщений

Отправлено 14 Май 2005 - 12:00

1) Следует определить понятие "религия", прежде чем об этом говорить.
2) Наука начинается там, где есть логика. Иначе это "коллекционирование марок". Любая религия построена на вере. Тут логикой не пахнет. Значит религия - не наука. (сборник сказок). Она может содержать их много, но раз в фундаменте здания лежали эмпирические домыслы, то и всё здание не внушает доверия, ибо исходило из надуманной аксиоматики, насколько логичны бы не были последующие напластования. Мы же не живём по геометрии Лобачевского, хотя умозрительно она имеет право на существование.
3) Аналогично можно причисить к наукам алхимию, астрологию, драконологию и иже с ними.
4) Личное мировозрение учёных не мешало им заниматься наукой, ибо сфера их деятельности лежала в другой области. Чтобы говорить о ком либо "Вот он верил, а был учёным", надо сперва ответить на вопрос "Где же в его трудах отражение его веры". Поэтому не будем путать кислое с пресным.
5) Роль религии в современной жизни? Или церкви?
Если религии, то "у каждого барана свои фантазии". Кто верит в fallout точка ru, , кто в мировой коммунизм, кто в дедушку с бородкой, а кто только в себя. Роль та, что несёт сознание каждого в отдельности и массы в куче. Или давайте конкретизировать, о какой религии мы говорим. Но уж точно "строить" она не помогает, а вот "жить" кому-то вполне.
6) "в мозгу должен быть моральный ограничитель, коим является религия." Ограничителем должно быть знание уголовного права. Часто нормы морали и права совпадают, но это не одно и то же. Для христианина любой инаковерующий враг (я не хочу здесь цитатничать), так что же бить всех? Бред.
7) Из-за отсутствия логики религии порой противоречат сами себе. То есть с этим нельзя работать, как с достойным материалом, а не набором сказок.
8) "Священные тексты" не раз переводились, терялось значение слов, искажалось при переводе. Факт превращался в чудо. Некоторые примеры:
а) "дева" Мария ("дева" - молодая женщина, не обязательно девсвенница) Марии было 13.
б) накормить "народ" хлебами. ("народ"- собрание от 12 до 20 человек)
Список можно продолжить.
9) Но любая религия прекрасный способ манипулирования массами. Зарядив качественную промывку мозгов с ясельного возраста можно получить толпу оголтелых приспешников чего угодно(детские крестовые походы, гитлерюгент, пионерия) Не действует лишь на отдельных индивидов, семейное воспитание у которых мощнее общественного. Тут можно заряжать как патриотизм и национализм, так и космополитизм. Всё зависит от религии.


#24 nasty_floater

nasty_floater

    Тарантский археолог

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 784 сообщений

Отправлено 14 Май 2005 - 12:33

[EDG]Bugs

QUOTE
Гипотеза существования бога - не исключительно религиозная


Исключительности я не подразумевал. Я имел в виду, что любая религиозная модель так или иначе основывается на этой гипотезе (бог не обязательно должен быть личностным, это к шаманизму и анимализму by Raven :-)). Наука может рассматривать такую гипотезу, но:

1. К ее рассмотрению должны быть достаточные основания
2. В случае научного рассмотрения понятие "бог" должно быть четко определено.

QUOTE
По поводу того, с какой буквы надо писать слово "бог" или "Бог"....


Я в курсе, я имел в виду: "Гипотеза существования бога (не важно, конкретного или абстрактного)..."

Raven
Сегодня ответить не успеваю, сорри. Завтра.


#25 Bugs

Bugs

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 91 сообщений

Отправлено 14 Май 2005 - 13:00

QUOTE
1. К ее рассмотрению должны быть достаточные основания


Основания появятся, если задаться вопросом, что было до Вселенной. Материальная точка с бесконечной (или просто очень высокой, но еще имеющей физическое значение) плотностью? Это упрощенное понятие. Но, насколько я знаю, это все, что может дать астрофизика на современном уровне своего развития.

QUOTE
2. В случае научного рассмотрения понятие "бог" должно быть четко определено.


Как можно дать четкое определение явлению, сущность которого не установлена? Лично я бы условно определил бога (если он существует) как некоего программиста, написавшего очень сложную (с нашей точки зрения) саморазвивающуюся программу. При этом в его круг интересов вряд-ли входило наблюдение за появившейся совсем недавно в одной из миллиардов галактик планете, на которой буквально пару секунд назад начали пробиваться какие-то зачатки разума.

QUOTE
По поводу того, с какой буквы надо писать слово "бог" или "Бог"....

Я в курсе, я имел в виду: "Гипотеза существования бога (не важно, конкретного или абстрактного)..."


Это я так, размышления на тему. :)


#26 Jonah 2

Jonah 2

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 264 сообщений

Отправлено 14 Май 2005 - 13:16

Вот, может быть интересной статья Вернадского

О научном мировоззрении

Далеко не во всем я с ним согласен, но мысли интересные. Например, о том, что религия и наука - это две взаимодействующие, но не пересекающиеся области.

QUOTE

По существу, как увидим, могущественно взаимно влияя друг на друга, все эти стороны духовной жизни человечества совершенно различны по занимаемой ими области.


О том, что наука не может вытеснить религию
QUOTE

...Вероятно, к тому же приведут и те настроения, какие наблюдаются в настоящее время в науке, когда наука начинает становиться по отношению к религиям в положение, какое долгое время по отношению к ней занимало христианство. Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения.


И пример:

QUOTE

...католичество в своей вековой истории не раз ставило вопрос о своем существовании в связь с тем или иным мнением об известных частях научного мировоззрения. Оно ставило в связь с религиозными догмами форму Земли, характер ее движения, способ и время происхождения человека, положение его в ряду других органических существ и т.д. Проходили века, вопросы эти решались в духе, противоречащем предполагаемому conditio sine qua non католических догматов, и несмотря на это, католичество не только не погибло, но стало в XIX столетии много сильнее, чем в большинстве других эпох своей вековой истории. Некоторые из этих положений, как движение и форма Земли, даже вполне уживаются со всеми учениями этой церкви и вполне ею признаны. А между тем католическая церковь - одно из наименее сговорчивых, наиболее цепких проявлений религиозного миросозерцания.


В общем, такое положение вещей скорее всего просто данность. Хотя лично мне религия никаким боком.

...А Фейерабенд и прочие эпистемологические анархисты вообще считают, что наука не отличается от религии. Хотя бы потому, что в реальной науке свирепствуют догматизм и нетерпимость к новому.


#27 crazy_ant

crazy_ant

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 649 сообщений

Отправлено 14 Май 2005 - 14:03

QUOTE
Естественно. Церковные догматы не научны, наука не религиозна. Просто не все это понимают, и некоторые пытаются лезть в науку с церковными догмами наперевес.

Это справедливо и в обратную сторону. Далеко ходить не надо - прямо в этой теме [EDG]Bugs занимается тем, что пытается применить научный метод к религии.


#28 Bugs

Bugs

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 91 сообщений

Отправлено 14 Май 2005 - 16:52

QUOTE
Далеко ходить не надо - прямо в этой теме [EDG]Bugs занимается тем, что пытается применить научный метод к религии.


Я не пытаюсь применить научный метод к религии - нет смысла. Если начать давить на религию научным методом, она тут же рассыпется. Нет у нее весомых аргументов, кроме: "Так говорил Моисей!" (Христос, Иоанн богослов, апостол Павел, любой персонаж, нужное подчеркнуть). Я же стараюсь отойти от религии, любой религии, и попытаться взглянуть на это под другим углом, без привлечения каких бы то ни было "священных писаний".


#29 nasty_floater

nasty_floater

    Тарантский археолог

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 784 сообщений

Отправлено 15 Май 2005 - 04:03

Raven
QUOTE
В чём религия может быть догматична? ... Церковь догматична. Даже больше скажу - виноват сам теологический подход.


То есть, церковь и теология к религии не имеют никакого отношения? Допустим. Хотя допущение весьма сильное... В таком случае религией будем называть мировоззрение верующего, да? Ну и где в этом мировоззрении критика? Оно строится на постулатах, заданных изначально, принимаемых на веру.

QUOTE
>>Наука - это в первую очередь скептицизм и критика каждой идеи, каждой предлагаемой модели, конкуренция моделей, ни одна из которых не имеет априорного, идеологического приоритета.

В идеале это так. На самом деле, многое решает авторитет учёных (Ньютон был сторонником эфира, а Эйнштейн прохладно относился к квантовой физике, ЕМНИП).


Nobody's perfect ©. Однако, несмотря на "авторитет ученых", теория эфира отмерла, а квантовая физика была принята. Так что эти примеры в мою пользу, а не в твою :-)

QUOTE
>>Подобная конкуренция моделей в религии немыслима.

Как так? Разве религия унитарна? Разве нет различных течений? Исламизм, иудаизм, христианство, буддизм... У каждой - свои надстройки (моральная система, космология и прочее).


Это совсем не та конкуренция моделей, которую я описывал выше. Тут приверженцы одной точки зрения изначально считают свою позицию единственно верной, а оппонентов - в лучшем случае заблудшими овцами, и сходить с такой позиции не собираются. Спор между приверженцами различных конфессий или религий - это битва за души паствы, ведущаяся любыми доступными методами. Одной из основных особенностей таких споров является то, что любой аргумент любой из сторон могла бы с тем же успехом (заменив где надо атрибутику) использовать в свою пользу сторона противоположная.

QUOTE
В область трансцендентного наука не залезет никогда. Наука не может доказать небытие бога. Из того, что у "чуда" нашлось рациональное объяснение не следует, что бога нет, так? Следует, что если он и есть, то к данному событию непричастен. Объяснив все божественные проявления ("чудеса"), наука "выдавит" бога из мира вещей целиком в мир идей. Но "добить" его там она не сможет - путь в сверхчуственное и иррациональное ей заказан.


Согласен, по всем пунктам. Более того, "добить в мире идей" невозможно ничего (и не только научными методами, а вообще никакими). Ни абстрактного бога, ни конкретного Яхве или Аллаха, ни конопляных демонов, ни плюшевого ослика Федю, который заставляет Яхве и Аллаха заниматься строевой подготовкой, ни Френка Хорригана, ни сверхразумной бледно-розовой табуретки, ни сиреневых марсиан, ежесубботне наблюдаемых моим соседом сантехником дядей Борей... Продолжать можно бесконечно, и все эти объекты в мире идей абсолютно равноправны и не уничтожимы. Какой смысл в том, что не имеет отношения к реальности?

QUOTE
Религиозные гипотезы ... не поддаются проверке. Следовательно, к ним неприменимы модели, основанные на наличии каких-либо эмпирических данных. Доказать существование бога можно только феноменологическими методами, "чистой разумностью" в отрыве от всякого опыта. Физика на такое не способна.


Строго говоря, неверно. Доказываются они простым способом: "Бога/чудо/рай/благодать... в студию!". И доказательств пока вроде не наблюдалось. "Чистая разумность" вроде тоже не добилась особых успехов на этом поприще.

QUOTE
"Кроме того, религиозные гипотезы, по сути, не вносят полезного вклада в *рациональное* познание *окружающего* мира." Есть ещё т.н. "внутренний мир" со своими законами. Религия претендует именно на него.


Церковь точно претендует не только на него, но на вполне реальные блага окружающего мира :-). Ну да ладно, абстрагируемся от церкви. "Внутренний мир" - это непознаваемый мир идей? Тогда, пожалуйста, поясни, в чем преимущество гипотез, к примеру, христианства перед гипотезами апостолов упомянутого выше Плюшевого Ослика Феди? ИМО, полезного вклада в *иррациональное* познание *внутреннего* мира они тоже не вносят.

QUOTE
А ведь ларчик открывается просто: если Бог всесилен - то почему он должен ограничивать себя рамками человеческой логики? Он сможет создать такой камень. Он сможет поднять его. Для него здесь нет противоречия.


В реальности объект со свойством "всемогущесть" существовать не может. Потому как это противоречит не "человеческой" логике, а логике оной реальности. Его всемогущесть упирается сама в себя, в проявление этой всемогущести на объектах, составляющих реальность. В мире идей всемогущий объект существовать может запросто. Хотя в этом же мире любой завалящий ослик Федя может запретить всемогущему поднимать камень, чем перехерит его всемогущесть на корню. Действительно, он же Ослик, что ему законы человеческой логики! :-)

QUOTE
Религия - [способ восприятия] мира внутреннего.


В общем, для дальнейшего конструктивного диалога с тебя:
1. определение внутреннего мира
2. обоснование ценности восприятия этого мира (грубо говоря, какое преимущество у религии перед, скажем, бредом шизофреника?)
3. обоснование ценности конкретного способа его восприятия (грубо говоря, какое преимущество у христианства перед синтоизмом?)


#30 crazy_ant

crazy_ant

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 649 сообщений

Отправлено 15 Май 2005 - 10:56

[EDG]Bugs
QUOTE
Я не пытаюсь применить научный метод к религии - нет смысла. Если начать давить на религию научным методом, она тут же рассыпется. Нет у нее весомых аргументов, кроме: "Так говорил Моисей!" (Христос, Иоанн богослов, апостол Павел, любой персонаж, нужное подчеркнуть).


Значит, когда религия критикует науку это глупо. А когда наука критикует религию это выглядит умно? Я такой бред даже опровергать не стану. Религия не "рассыпется", если к ней применить научный подход. Единственное что будет - человек это делающий, выставит себя не в лучшем свете. Предлагаю тебе поразмышлять об этом, прежде чем бросаться писать мне ответ.

QUOTE
Я же стараюсь отойти от религии, любой религии, и попытаться взглянуть на это под другим углом, без привлечения каких бы то ни было "священных писаний".

У тебя я вижу пока только старые штампы, которые слышал уже много-много раз. Новой точки зрения почему-то не вижу. Может, ты этот новый взгляд еще не выложил? Так выложи его! Мне будет интересно ознакомиться, да думаю и не только мне.

update
nasty_floater
QUOTE
...skiped...Какой смысл в том, что не имеет отношения к реальности?

Очень интересный вопрос, на который в свою очередь напрашивается другой - разве религия, как мировозрение совокупности людей, не имеет отношения к реальности? Тут не слудует путать какие-то абстрактные идеи конкретного человека, впавшего в белую горячку, с религией. Ибо совсем не одно и тоже и совсем не равноправно. Белая горячка попадает в компетенцию психиатрии, а вот религия, как не странно, - нет.
QUOTE
И доказательств пока вроде не наблюдалось.

Ну вобще говоря доказательств масса. Но свойство человеческой натуры состоит в том, что оно всегда найдет повод считать их неубедительными.
QUOTE
ИМО, полезного вклада в *иррациональное* познание *внутреннего* мира они тоже не вносят.

Вносят :) Они указыват путь, по которому нужно идти, для познания внутреннего мира. Но при этом путь, прошу заметить, у всех разный. Грубо говоря, каждый приходит к тому, что 2+2=4 разными путями.
QUOTE
В реальности объект со свойством "всемогущесть" существовать не может.
Почему-то практически все, Бога из религий (религий, а не сект или язычества, ибо тут кроется глобальная разница между ними) привязывают к ЭТОМУ миру. В то время как Бог его создал, но не является его частью. Отсюда и всемогущесть, и существование вне времени и явная алогичность.

Это сообщение отредактировано crazy_ant - 15 мая 2005 | 13:02


#31 Bugs

Bugs

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 91 сообщений

Отправлено 15 Май 2005 - 13:24

QUOTE
Единственное что будет - человек это делающий, выставит себя не в лучшем свете.


Правда? Значит, если христианская религия говорит: "Человек был создан Богом несколько тысяч лет назад", - а я отвечаю: "Ничего подобного, он произошел от обезьяны, причем значительно раньше", - то прямо-таки в омерзительном свете себя выставляю. Смотря про какую религию вести речь. В связи с этим:

QUOTE
Новой точки зрения почему-то не вижу. Может, ты этот новый взгляд еще не выложил? Так выложи его! Мне будет интересно ознакомиться, да думаю и не только мне.


Не надо искажать слова. Цитирую самого себя:
QUOTE
Я же стараюсь отойти от религии, любой религии, и попытаться взглянуть на это под другим углом, без привлечения каких бы то ни было "священных писаний".

Где ты тут углядел какой-то "новый взгляд"?..
Под словами "отойти от любой религии" я подразумевал отход от любого из имеющихся вероучений. Здесь я согласен - допустил методологическую неточность. Я предлагаю проанализировать, как соотносятся вера и поведение человека, его моральные принципы и образ жизни. Влияет ли вера и приверженность какой-либо церкви на его поступки (проявляющиеся в глобальном масштабе, а не в том, что, скажем, неверующий нормально питается в пост)?

QUOTE
Почему-то практически все, Бога из религий (религий, а не сект или язычества, ибо тут кроется глобальная разница между ними) привязывают к ЭТОМУ миру.


И в чем же заключается эта "глобальная разница"? Религия - это внутреннее чувство, благочестие, набожность, вера, - по крайней мере, в своем первоначальном значении. Или ты утверждаешь, что язычники всего этого лишены, и если религия не монотеистична, она не имеет права таковой называться?



#32 nasty_floater

nasty_floater

    Тарантский археолог

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 784 сообщений

Отправлено 16 Май 2005 - 05:42

crazy_ant
QUOTE
Очень интересный вопрос, на который в свою очередь напрашивается другой - разве религия, как мировозрение совокупности людей, не имеет отношения к реальности?


Разве белая горячка, как мировоззрение одного человека (а если объединять, то и гораздо большего количества людей), не имеет отношения к реальности? ИМО, не имеет, как и религиозные представления.

QUOTE
Тут не слудует путать какие-то абстрактные идеи конкретного человека, впавшего в белую горячку, с религией. Ибо совсем не одно и тоже и совсем не равноправно. Белая горячка попадает в компетенцию психиатрии, а вот религия, как не странно, - нет.


Согласен, не одно и то же. Один утверждает, что он - Наполеон, другой, что за ним следят инопланетяне, а третий - что на небесах сидит дядя в белых тапочках и всех любит и наказывает. Абсолютно разные вещи. Но почему не равноправно? Аргументы в студию. Кстати, насчет психиатрии.

QUOTE
Ну вобще говоря доказательств масса. Но свойство человеческой натуры состоит в том, что оно всегда найдет повод считать их неубедительными.


Доказательство не может быть "убедительным" или "неубедительным". Неубедительное доказательство - не доказательство.

QUOTE
Они указыват путь, по которому нужно идти, для познания внутреннего мира. Но при этом путь, прошу заметить, у всех разный. Грубо говоря, каждый приходит к тому, что 2+2=4 разными путями.


Во-первых, не "приходит". В религии оное 2+2 дается сразу. Во-вторых, в одной религии 2+2=18, в другой 2+2=pi, а в третьей 2+2=крокодилий хвост ночью ©. Которая права? У которой овечек в пастве больше или как?

QUOTE
Почему-то практически все, Бога из религий (религий, а не сект или язычества, ибо тут кроется глобальная разница между ними) привязывают к ЭТОМУ миру. В то время как Бог его создал, но не является его частью. Отсюда и всемогущесть, и существование вне времени и явная алогичность.


То есть, в реальности он не существует. Замечательно. А когда создавал, существовал и был всемогущ или как? И почему потом вдруг испарился из реальности?


#33 Mosey

Mosey

    Бобрый самаритянин

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 703 сообщений

Отправлено 16 Май 2005 - 06:14

2nasty_floater

QUOTE
Во-первых, далеко не всегда те ученые, которых пытается примазать к себе церковь, были верующими. Эйнштейн, говорите?


А кто сказал, что Эйнштейн был верующим христианином?.. Может быть я невнимательно читал посты, но никаких утверждений на эту тему по-моему никто не высказывал...

Так любил действовать товарищ Сталин.
Он приписывал своим оппонентам слова, которых они не произносили, а потом своей критикой разносил в пух и прах... Лукавите, сэр?

Это сообщение отредактировано Mosey - 16 мая 2005 | 07:28


#34 nasty_floater

nasty_floater

    Тарантский археолог

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 784 сообщений

Отправлено 16 Май 2005 - 07:12

Mosey
QUOTE
А кто сказал, что Эйнштейн был верующим христианином?..


VladZ сказал, что Эйнштейн был верующим.
QUOTE
Очень многие великие ученые были верующими. Ну, например, хотя бы Эйнштейн :).


Что христианин - не говорил, не спорю. Но:

1. У тех, кто читает посты, может возникнуть впечатление, что имелось в виду именно христианство (все-таки оно является "дефолтной" религией европейских народов).

2. Эйнштейн вообще не был религиозен в том смысле, который в это слово вкладывают (приведенная мной ссылка):
QUOTE
Способность воспринимать то непостижимое для нашего разума, что скрыто под непосредственными переживаниями, чья красота и совершенство доходят до нас лишь в виде косвенного слабого отзвука, – это и есть религиозность. В этом смысле я религиозен.

Это религиозность?

3. Из той же ссылки:
QUOTE
В русском Интернете фраза про черта и попов встречается всего несколько раз на атеистических сайтах, зато предыдущие предложения (заканчивающиеся все той же "эмпирией") можно встретить где угодно. Вот, например, что сказал "его высокопреосвященство, высокопреосвященнейший Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский" в послании к абитуриентам 2000 года:

Живительные потоки творчества - как дара Божия, могут особенно питать лишь верующих людей. "В наш материалистический век - писал А.Эйнштейн, - серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди. Я не могу найти слова лучше, чем религия, для обозначения веры в рациональную природу реальности". Эти слова великого ученого снова и снова подтверждают церковную мысль о том, что на атеизме не то, что научной картины мира, но и серьезного научного знания даже в узкой проблематике не построишь. "Верою - говорит Апостол Павел, - познаем, что вещи устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр. 11,3).

Внимательный читатель, конечно, заметил, что высокопреосвященнейший Викентий собрал вместе две цитаты из совершенно разных статей. Создается впечатление, якобы Эйнштейн произнес их одну за другой, ничего к ним не добавив. Учитывая контекст, ясно, что на самом деле Эйнштейн под "религиозностью" имел в виду совсем не то, что хочется его высокопреосвященству. Тем не менее, возникают огромные сомнения, что архиепископ будет цитировать фразу, когда в следующей же фразе духовенство поливают грязью.


Если выделенное курсивом (с учетом контекста) - это не попытка Викентия "примазать" Эйнштейна на свою сторону, то что это?

4. А товарища Сталина не трожь...


#35 AlgerT

AlgerT

    Конфронтатор

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 704 сообщений

Отправлено 16 Май 2005 - 08:36

Э-э-э... а вера - это обязательно примитивное челобитие перед иконами и дедушка на облаке?
А наука - это обязательно градусник засунутый этому дедушке, чтобы температуру узнать?

Ё.. все обвиняют друг-друга в узости восприятия, но при этом сами-же никоем образом не могут избавится от антропоцентризма.

ЗЫ: и ышшо. на этом форуме я уже раз в седьмой употребляю слова "сильный и слабый антропный принципы". Может таки ознакомитесь с этими понятиями?

QUOTE
В формулировке Б. Картера сильный АП  выглядит  так:  «Вселенная  (и,
следовательно, фундаментальные параметры, от  которых  она  зависит)  должна
быть  такой,  чтобы  в  ней  на  некотором  этапе  эволюции  допускалось
существование наблюдателя».


      В сопоставлении с этим  характеристику  АП,  данную  Робертом  Дикке,
Брандон  Картер  обозначил  как  слабый  антропный  принцип.  Р.  Дикке  так
раскрывает смысл слабого АП: наше существование как наблюдателей,  состоящих
из соединений углерода, объясняет равенство двух разных отношений  одному  и
тому же большому числу:


      В отличие от этого сильный АП, расширенный по  содержанию,  физически
еще не обоснован, поэтому вызывает скепсис многих авторов. Скепсис,  который
обычно  не  подтверждается  никаким  анализом  и  никакими  серьезными
аргументами.  Для  примера  обратимся  к  высказыванию  серьезного  автора,
каковым является П. Девис. Сильный  антропный  принцип  «представляет  собой
радикальный отход от традиционной общей концепции  научного  объяснения.  По
существу, он  утверждает,  что  Вселенная  приспособлена  для  существования
жизни и что как законы физики, так и начальные условия подстраиваются  таким
образом, чтобы гарантировать  появление  жизни.  В  этом  отношении  сильный
антропный принцип сродни традиционному  религиозному  объяснению  мира:  Бог
сотворил мир, чтобы люди населяли его».


      А суть дела проста и  состоит  в  идее  предопределенности:  исходные
мировые константы предопределяют последующую эволюцию Вселенной. Эту идею  и
не  приемлет  Девис,  но  выше  отмечалось,  что  идея  предзаданности
онтологически и методологически оправдана. Она идет от Аристотеля  и  широко
используется в науке, во всех ретроспективных научных исследованиях.


      Таким образом, слабый антропный принцип, на наш взгляд, можно считать
хорошо обоснованным логически и физически. Сильный антропный принцип еще  не
получил достаточного физического обоснования, но логически связан  с  первым
и дополняет его.


      Идея антропного принципа в  формулировке  Р.  Дикке  не  нуждается  в
защите, так как ее автор превосходно  сделал  это  сам.  Мы  лишь  старались
подчеркнуть логичность его  рассуждений  и  корректность  его  аргументации.
Равносильного преодоления аргументации Р. Дикке, насколько нам известно,  не
существует и вряд ли это возможно.


Это сообщение отредактировано AlgerT - 16 мая 2005 | 09:57


#36 nasty_floater

nasty_floater

    Тарантский археолог

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 784 сообщений

Отправлено 16 Май 2005 - 09:22

AlgerT
QUOTE
на этом форуме я уже раз в седьмой употребляю слова "сильный и слабый антропный принципы".


Ну, есть такая теория. И что? Лично мне она напоминает изыски тех товарищей, которые пытались найти тайные послания в отношениях размеров египетских пирамид и иже с ними. Если что-то поделить на что-нибудь, обязательно получится нечто. А если выбирать что-то и что-нибудь аккуратно, то разные нечто по всей этой подборке будут различаться не больше, чем на 10%. Так это ж немножко, подумаешь, 938, а не 1040!

Константы - это характеристики вполне реальных, существующих процессов и взаимодействий. Они вторичны, а первичны сами процессы. А в упомянутом тобой подходе изначально заложено существование некоего "программиста", который, запуская численную программу, изменяет оные параметры и смотрит: "А что будет, если постоянную Планка в два раза уменьшить?" И, применив подход, авторы этих идей приходят к выводу, что "программист" существует (не обязательно в точности к такому, но близко к тому).

[edit]Пока писал, все думал: "Что же мне это напоминает?" Дошло - телеологическое доказательство бытия бога.[/edit]

Это сообщение отредактировано nasty_floater - 16 мая 2005 | 10:27


#37 natter

natter

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 566 сообщений

Отправлено 16 Май 2005 - 09:26

Raven-umr-, крайне интересную тему Вы затронули.
Жаль, что довольно малый процент участников высказывает собственное мнение по столь важному, на мой взгляд, вопросу.
Мое отношение к соприкосновению/столкновению науки и религии можно выразить следующим: современная наука не доказала, но и не опровергла наличие сверхъестественного. И мне кажется, что самое сверхъестественное -это мы с вами. Теория креационизма не столь бессмысленна и теория Дарвина имеет одно "но". Физически человек действительно прошел все этапы эволюции. Никто его внезапно не создавал. Но! Наличие способности мыслить, - наличие второй моторной системы - и есть загвоздка. Остальные животные мыслить не способны - только условные и безусловные рефлексы.
У нас они тоже есть, но мысль стоит обособленно. И, заметьте, природа мышления не разгадана. Прохождением мпульсов по нервным волокнам еще не объясняется способность мыслить. Это и есть суть креационистской теории и то, чего не объясняет (и вовсе не должна объяснять) теория эволюции.
И, возможно, в этом и кроется аллегорический смысл сотворения человека.


#38 nasty_floater

nasty_floater

    Тарантский археолог

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 784 сообщений

Отправлено 16 Май 2005 - 09:35

natter
QUOTE
Остальные животные мыслить не способны - только условные и безусловные рефлексы.


Неправда. Высшие животные способны мыслить. Разумеется, не в тех масштабах, и без самоосознания (как, скажем маленькие дети, только глупее), но могут.

QUOTE
У нас они тоже есть, но мысль стоит обособленно. И, заметьте, природа мышления не разгадана. Прохождением мпульсов по нервным волокнам еще не объясняется способность мыслить. Это и есть суть креационистской теории и то, чего не объясняет (и вовсе не должна объяснять) теория эволюции.


1. Пардон, а креационистская теория это объясняет? И если объясняет, то как? Словами "божественным способом"?
2. То, что механизм мышления науке неизвестен - не противоречит дарвинизму. Вот если/когда он будет известен, тогда можно будет судить о соответствии/несоответствии.
3. Даже если вдруг выяснится, что дарвинизм неверен, из этого вовсе не будет следовать, что верен креационизм (возможных объяснений происхождения и развития жизни, строго говоря, бесконечно много).

Это сообщение отредактировано nasty_floater - 16 мая 2005 | 10:55


#39 AlgerT

AlgerT

    Конфронтатор

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 704 сообщений

Отправлено 16 Май 2005 - 09:36

Ну вот опять... :) Я ведь эти понятия привёл как раз для того, чтобы избавится от этого остое... (надоевшего) образа "всеобщего программиста" он же "дедка на облаке с молнией в шуйце".

Проблема в том, что получается странный случай. Если есть Вселенная без наблюдателя, то её существование можно доказать или просто понять, только поместив туда наблюдателя. :) Это как тот самый "неподъёмный камень".
В принципе можно признавать существующими только те вселенные, что содержат в себе наблюдателя. В таком случае именно сам факт наличия наблюдателя становится "божественным". ;))

ЗЫ: что изменится, если постулировать, что бомбу вызвавшую Большой
Взрыв поджёг дед на облаке? :))))

Блинн, я вот одного понять не могу, столько умных слов в этой теме произнесено, а от очеловечивания бога - никак отделаться не получается;)))


Это сообщение отредактировано AlgerT - 16 мая 2005 | 10:41


#40 nasty_floater

nasty_floater

    Тарантский археолог

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 784 сообщений

Отправлено 16 Май 2005 - 09:53

AlgerT
QUOTE
Ну вот опять... :) Я ведь эти понятия привёл как раз для того, чтобы избавится от этого остое... (надоевшего) образа "всеобщего программиста" он же "дедка на облаке с молнией"


Сталбыть, я тебя неправильно понял. Извиняюсь. Даже рад, что ошибся :-)

Насчет дедка - понятно, что оный дедок живет только в наиболее примитивных мозгах (которых, впрочем, не так уж мало, но спорить с ними, тем не менее, совсем не интересно), а в головах посовершеннее заменяется на менее нелепые структуры вроде деистского абстрактного бога, сотворившего вселенную и оставившего ее в покое.

Но сдается мне, что все употреблявшиеся в этой теме описания бога в личностном виде - скорее гиперболы, чем аргументы в споре. Так что особой проблемы не вижу :-)




Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Рейтинг@Mail.ru