В этой теме я решил выделить и описать несколько фильмов, в которых происходит ядерный апокалипсис. Не вирусный, природный, инопланетный, космический или какой-либо еще, а именно ядерный, причем происходящий непосредственно в фильме, а не в предшествующих ему событиях. Конечно, этими картинами список не ограничивается, но надо с чего-то начать. Все фильмы довольно известны. Многие их, наверно, смотрели, но почему-то в сводном топике о них почти ничего не сказано. Надеюсь в дальнейшем продолжить это начинание, если кто-то не успеет сделать этого раньше. Если модераторы сочтут нужным прикрепить эту тему к общепостапокалиптической, то хочу сказать сразу, что со временем будут еще подобные топики.
1. The War Game (1965)
http://www.imdb.com/title/tt0059894/
Этот фильм, получивший Оскар, снят в Британии по заказу BBC. Начинается он с демонстрации карты Британии с отметками предполагаемых целей для ударов советских ракет с последующим неутешительным для англичан выводом, что в этой стране таких целей на единицу площади больше чем в любой другой стране мира. Подобное начало задает тон всей остальной картине. Конфликт между ядерными державами, за которым следует неминуемая катастрофа, в данном фильме обстоит так: Советский Союз при поддержке Восточной Германии оказывает братскую коммунистическую помощь Китаю, вторгнувшемуся во Вьетнам, тем, что грозится занять Западный Берлин, если американцы не откажутся от применения ядерных зарядов против китайских войск. В Британии вводится в действие план по управлению страной под угрозой ядерного удара, подразумевающий передачу властных полномочий центрального правительства в пользу 15 региональных чрезвычайных комитетов, которым поручено провести эвакуацию и расселение определенных классов населения в "безопасных" областях страны согласно установленной квоте. Весь этот план демонстрирует, насколько "педантичны" и "продуманы" меры по защите британского населения, но его качество раскрывается лишь подзнее с наступлением ядерного апокалипсиса. Дальнейшие мероприятия, как и последующие за ними события сняты в полностью документальном стиле и обстоятельно комментируются голосом за кадром и цитами на экране. Камера следует за людьми, исполняющими свои обязанности по проведению эвакуации и распределению продовольственных талонов, запечетлевая разные подробности правительственного плана. Первая часть фильма содержит опросы людей на улицах по поводу их отношения к происходящему в стране и конфликту вообще; у них интересуются, знают ли они о действии радиации и насколько подготовили для себя убежище. Интересно отметить, что в отношении того, кто первым нажал на кнопку, взят вариант, когда в вооруженном столкновении в Германии войска НАТО первыми запускают ракеты с тактическими ядерными боеголовками.
Далее описывается ответный удар по Британии. Ядерных взрывов в фильме не показывают, но кадры огненной бури, происходящей при городских пожарах следующих за ними, сняты с учетом описаний того, что происходило в Дрездене и Хиросиме. Все это сопровождается абсурдными официальными высказываниями на тему правомерности использования ядерного оружия и возможного протекания войны с его применением. Кадры с изображением пострадавших перемежаются с полуинтервью, взятыми у медперсонала. По поведению людей, показанных в фильме, по одним только выражениям их лиц видно, что авторы действительно провели большую работу по изучению психологии жертв бомбежек, на примере выживших после бомбардировок Дрездена и других немецких городов. Последствия радиационного облучения описываются на примере того, что происходило с жертвами бомбардировки Хиросимы. Действия военных и полиции по учету погибших и уборке трупов, описание нехватки медикаментов и предметов первой необходимости, раздача продовольствия и голодные бунты, мародерства и меры по их пресечению, убийства стражей порядка и расстрелы, все сопровождается немногословными полуинтервью. Простые жители графства Кент, что играют практически все роли в картине, делают это с пугающей убедительностью, включая детей, достоверно страдающих на экране от различных увечий и психологического шока.
Фильм снят как своеобразный ответ на заговор молчания, стоявший в средствах массовой информации, официальных изданиях и на телевидении того времени во всем, что касалось ядерного оружия, вопросов обладания им и последствий его использования, и заявляет о том, что как общество, так и власти ко всей тяжести и масштабам этих последствий просто не подготовлены.
Где взять: раз и два.
Субтитры: здесь (есть также с авторскими комментариями).
2. Threads (1984)
http://www.imdb.com/title/tt0090163/
Еще один английский фильм, который был снят компанией BBC. Действие картины происходит в небольшом английском городе Шеффилд. Ее героями, если можно так выразиться, является молодая пара, которая собирается пожениться, а также семьи их родителей. В первой половине фильма можно наблюдать при помощи фоновых радио- и теленовостей, как развиваются события в мире, которые в итоге приводят к ядерной катастрофе. Начинается все с того, что Советский Союз - кто бы сомневался - за каким-то чертом вторгается в Иран и ввозит туда ядерные боеголовки. Американцы в ответ занимают свою часть Ирана и - какой сюрприз! - окапываются возле нефтяных вышек. Британия, разумеется, митингует за ядерное разоружение и бессмысленность ядерной войны, в то же время предоставляя базы для американских бомбардировщиков. По истечении ультиматума американцы нападают при помощи B-52 на советсткие базы в Иране, но не успевают отбомбиться, потому что русские сбивают все их самолеты ракетами почему-то с ядерными боеголовками. Далее идет война между США и СССР в разных уголках планеты со сбиванем самолетов, потоплением авианосцев, ядерными ударами на Ближнем Востоке и конфликтом в Европе, которую долго пересказывать, хотя она представляет достаточный интерес, как один из возможных вариантов развития подобных событий в то время. Британия же вовсю готовится к советскому ядерному возмездию и запускает в тайне от населения, чтобы не создавать беспорядков, заранее созданный план по экстренным мерам. Тайный комитет по чрезвычайным ситуациям прячется в убежище, простому же народу, который по вполне объяснимым причинам постепенно охватывает паника, советуют оставаться по домам и не разъезжаться кто куда, чтобы не остаться без помощи. Апокалипсис происходит лишь к середине фильма, когда воюющими сторонами запускается суммарно 3000 мегатонн, часть из которых приходится на Британию, однако, во вторые его 50 минут вмещено очень много.
Собственно, за этими событиями и наступает пост-апокалиптическая и самая визуально насыщенная часть фильма. Очень хорошо сняты ставшие уже классическими в подобных фильмах сцены, когда люди застают момент взрыва. Крайне достоверно изображены человеческие страдания, страшные картины жертв и разрушений - режиссер не гнушается крупными планами, отчего на коробке с фильмом указано "Contains strong horror". Можно увидеть в подробностях, приближенных к документальным, голодные бунты, массовые болезни, радиационное облучение, переполненные больницы, горы непогребенных трупов, в общем все то, что может быть упомянуто на эту тему в учебнике по гражданской обороне. В подобном псевдо-документальном стиле снята и оставшаяся часть картины, в которой демонстрируются грабежи, лагеря для мародеров, расстрелы. Показаны все прогнозируемые эффекты ядерной зимы, приводящей к повсеместному голоду и гибели людей. Не забыто и про последствия сильного ультра-фиолетового облучения поверхности земли после ее окончания. В конце фильма подводится печальный итог, говорящий о катастрофическом снижении численности населения и рождении у выживших умственно отсталых, деформированных детей.
Фильм очень тяжелый, а именно вторая его половина. Она похожа на ряд страшных видеоиллюстраций к брошюре о последствиях ядерной катастрофы, которые показаны на примере двух британских семей, переживших ядерные удары. В другом примере действиями комитета по чрезвычайным мерам демонстрируется тщетность каких-либо заранее подготовленных мероприятий по регулированию ситуации и оказанию помощи населению после наступления подобных событий. Безнадежная участь, которая уготована всем, кто сможеть остаться в живых после этого, лишена всяких иллюзий. Все цифры по жертвам среди населения, которые взяты в основу фильма, предоставлены официальными правительственными расчетами. Беспросветная мрачность фильма, связанная с практическим отсутствие веры в то, что человечество, на примере Британии, сможет выкарабкаться после ядерного апокалипсиса, подробная визуализация всех его страшных последствий, пугающий документальный натурализм вкупе с убедительной игрой актеров ставит его по общему мнению на первое место по силе воздействия среди всех картин на эту тематику.
Где взять: раз и два.
Субтитры: здесь и здесь.
3. The Day After (1983)
http://www.imdb.com/title/tt0085404/
Этот американский фильм эпохи нового обострения холодной войны является очередной попыткой кинематографа отреагировать на ухудшение ситуации в мире. Интересны несколько фактов о нем. Он был снят для показа по американскому телевидению на канале ABC. Произвел сильное впечатление на Рональда Рейгана и даже якобы изменил его мнение по некоторым вопросам ядерной стратегии, что, возможно, стало дополлнительным толчком к подписанию договора о ликвидации ракет средней и малой дальности в 1987 году в Рейкьявике. Был показан по советскому телевидению в том же 1987 году. Является телефильмом, который посмотрела самая большая аудитория (100 миллионов). Одну из главных ролей в нем играет Стив Гуттенберг, снявшийся после этого в Полицейской Академии. Очень неожиданная роль, с которой он очень неплохо справился.
Сравнивая фильм с Threads, который вышел на год позднее, нужно заметить, что в нем столь же подробно говорится о том, как может развиваться конфликт между США и СССР, приводящий мир к ядерной катастрофе. Аналогично заостряется внимание и на том, что простые граждане считают глупым и бессмысленным начинать обмен ядерными ударами из-за конфликта, происходящего далеко за пределами их страны. В его основе в данном случае лежит восстание в армии Восточной Германии, которое приходят усмирять советские войска с последующей блокадой Западного Берлина. После вторжения туда натовских войск, а затем успешного их вытесения стороны сбивают друг у друга несколько самолетов и топят по кораблю в Персидском заливе. Затем происходит взрыв ядерного заряда в районе Франкфурта, но чьих рук это дело, почему-то остается невыясненным. Начинают распространяться слухи об эвакуации жителей Москвы и паника по этому поводу в городах США. Русские выдвигают войска вглубь Европы в сторону Франции. Американцы взрывают три ядерных заряда в воздухе над продвигающимися войсками, и в ответ получают бомбу на одну из штабквартир НАТО. После череды взаимных предупреждений американцы запускают свои минитмэны по России, а русские - более трех сотен ракет по Америке. Кто начинает первым, вновь остается неясным.
Картина последних минут перед ударом сопровождается кадрами, взятыми из документальных съемок подготовки ракет к пуску и их испытаний, а сам запуск живо напоминает пасторальные картинки взлетающих ракет из третьего Терминатора (на самом деле, конечно, наоборот): ферма и ракеты, ракеты над городом, полный стадион и ракеты. Жители города Лоуренс, участвовавшие в массовке, очень постарались в изображении паники, охватившей город. Ядерная катастрофа наступает в середине фильма и графически изображена слабовато: взрывы, сделанные при помощи спецэффектов, не тянут на натуральные; люди в стоп-кадрах превращаются просто в скелеты; использованы легко узнаваемые вставки из съемок ядерных испытаний, собранные впоследствии в фильме The Atomic Bomb Movie: Trinity And Beyond; выделяются также кадры пожаров, очевидно, позаимствованные из другой документалистики. Руины Лоуренса выполнены вполне правдоподобно и на общем плане напоминают Некрополис. Руины Казаса тоже неплохо представлены, хотя и с применением техники монтажа. В Threads подобных планов все же не доставало. Болезни, голодные бунты, убийства, расстрелы показаны в основном мельком или только упоминаются, но эффекты радиационного облучения изображаются с большой тщательностью, и собственно fallout'у уделено много внимания.
Среди главных героев можно выделить двух: это хирург, помогающий пострадавшим в подвальных помещениях университетского госпиталя, которого играет Джейсон Робардс; и студент, помогающий семье фермеров, спрятавшейся в погребе своего дома, которого играет Стив Гуттенберг. В отличие от Threads во второй половине фильма больше времени отведено драме. Благодаря отличной игре актеров, их героям невозможно не сопереживать, ну а кульминация драмы, конечно, приходится на конец фильма, который заслуживает отдельного упоминания, хотя лучше его один раз увидеть. Впрочем, не раскрою тайны, если скажу, что большую часть героев в фильме не ждет ничего хорошего. Есть в картине и очень символичные сцены. Например, солдат, бежавший перед самым ударом из ракетной шахты к своей девушке, забредает в магазин, где показывают крупный план автомата предсказаний с надписью "Character readings. Your Future?". Напоминает сцену сражения из Dr. Strangelove на фоне лозунга "Peace is our profession". Или проповедь в разрушенной церкви и обращение президента по радио. Сцена с рождением ребенка, как символа жизни в изменившемся мире, здесь также используется, но несколько в другом аспекте, нежели в Threads.
Поскольку фильм снимался для телевидения, его бюджет получился небольшим, из-за чего пострадало качество визуальных эффектов, а некоторые сцены были вырезаны перед самым показом. Тем не менее картина для американского телезрителя получилась шокирующей, да и в остальном мире она считается одной из лучших на эту тему.
Где взять: раз, два, три, четыре, пять.
Субтиры: здесь.
4. Testament (1983)
http://www.imdb.com/title/tt0086429/
Еще один американский фильм о ядерной катастрофе, которая хоть и косвенно, но не менее пагубно, чем в других картинах подобного рода, обрушивается на маленький городок близ Сан-Франциско. О ядерном ударе жители города узнают по телевизору в ходе экстренного сообщения, которое неожиданно обрывается. Не показываются ни сами ядерные взрывы, ни какие-либо разрушения. Остается неизвестным, как далеко находился город от ближайших ударов.
Рассказ ведется о том, как простая семья выживает в сложившейся ситуации. Жители города пытаются бороться за существование, но последствия радиационных осадков и радационного облучения с каждым днем уменьшают их шансы. Связь с внешним миром постепенно угасает, и отчаянные попытки местного радиолюбителя поддерживать контакт с другими населенными пунктами со временем становятся безнадежными, а вскоре и бесполезными. Одни люди, уходя от реальности, стараются жить старой жизнью, но надежда на ее возвращения тает вместе с их последними силами. Другие пытаются контролировать ситуацию, но кадры городских собраний, которые с каждым разом становятся все меньше и меньше, ясно говорят, что ничего поделать уже нельзя, и даже они не выдерживают психологической нагрузки. Фильм показывает, как медленно умирают и те, и другие, и как маленький городок превращается в мертвый город. Учитывая, что в семье, о которой идет повествование, трое детей, и впоследствии к ней присоединяются другие дети, картина заостряет большое внимание на их страданиях, а также на страданиях их матерей в ситуации, когда они не в состоянии ничем им помочь. И дело не ограничивается только этой семьей. Хотя справедливости ради стоит отметить, что подобный уклон объясняется тем, что многие женские роли в этом фильме связаны с работой с детьми. Для создания дополнительного драматизма режиссером активно используются флэшбэки, причем в изрядных количествах, но подобные намеренные контрасты между прошлой жизнью и новой реальностью картины не порят.
Если расположить этот и два предыдущих фильма на воображаемых шкалах визуализации апокалипсиса и драмы людей, его переживших, то данный фильм окажется где-то внизу на первой шкале и высоко на второй. Картина Threads займет на них позиции полностью противоположные, а The Day After будет где-то посередине. В плане соотношения драмы и визуализации апокалипсиса Testament уступает разве что Le Temps du Loup, который в первом аспекте стоит еще выше, а во втором еще ниже. По существу, последний является дальнейшей дистилляции драмы, начатой в Testament, от остатков апокалипсиса, который бертся в качестве ее первопричины.
Небольшой ролью в этом фильме отметился Кевин Костнер. Можно сказать, что из актеров такого калибра по количеству пост-апокалиптических фильмов у него ничья с Мелом Гибсоном. Хотя им может составить конкуренцию Патрик Суэйзи. Однако главной заслугой в том, что картина производит такое сильное впечатление, является игра исполнительницы главной роли матери семейства Джейн Александер, которая, обращаю внимание, участвует в съемках четвертого Терминатора.
Где взять: раз, два, три.
Субтитры: здесь и здесь.
5. Panic In Year Zero! (1962)
http://www.imdb.com/title/tt0056331/
Этот черно-белый американский фильм входит в состав классики пост-апокалипсиса, а главную роль в нем сыграл оскароносный Рэй Миллард. Простая американская семья, словно сошедшая с экранов рекламных роликов, отправляется на машине с трейлером на рыбалку, но в пути замечает грибовидное облако над Лос-Анджелесом. Это начало ядерной войны. Дороги тут же заполоняет масса автомобилей, люди в панике спасаются бегством, товары в магазинах и придорожных забегаловках и бензин на заправках стремительно исчезают. Все хотят выжить и всем наплевать на других, что в общем можно понять. По радио передают о массовом обмене ядерными ударами по всему миру, а также о разгуле грабежей и беззаконии в США. Глава семейства старается сделать все, чтобы обепечить семью всем необходимым и отвезти ее в безопасное место, где можно переждать возможные радиоактивные осадки и укрыться от грабителей и прочих подонков.
Первая половина фильма, в которой происходят все эти события, довольно динамична и очень живо описывает то, как реагируют на начало ядерной войны жители областей, непосредственно не задетых ударами. Отец семьи действует по принципам "каждый сам за себя" и "главное выжить и спрятаться, а закон потом восстановится", при этом крепко сожалея, что этот закон теперь повсеместно попирается, а цивилизация теряет свое лицо, но тем не менее не оставляя надежды, что рано или поздно все придет в норму, если такие сознательные граждане, как он сам, не будут слишком его нарушать. Вторая половина не так интересна, ибо содержит обычные для пост-апокалиптических фильмов того времени нецивилизованные приключения в сельской местности, включающие жизнь в стесненных условиях без удобств, нападения негодяев и стрельбу. Концовка фильма убеждает американского зрителя, что в ядерной войне можно победить, а заключительные фразы двух американских солдат по-настоящему умиляют.
В целом неплохой, но довольно наивный, хотя возможно намеренно оптимистично снятый фильм эпохи первого разгара холодной войны о том, что при должной сноровке и теоретической подготовке американская семья может довольно сносно пережить ядерную войну, заодно проведя пикник на природе, а самое страшное, с чем можно столкнуться в этой войне, это паника добропорядочных граждан, что видно из самого названия фильма. О том, что происходит в таких случаях с другими гражданами, которые в силу не зависящих от них обстоятельств ядерной катастрофы не успевают даже запаниковать, картина к сожалению умалчивает. Сравнение с британским The War Game, вышедшим всего тремя годами позднее, напрашивается само по себе.
Где взять: раз и два (нужна регистрация).
Субтитры: здесь и здесь.
1. The War Game (1965)
http://www.imdb.com/title/tt0059894/
Этот фильм, получивший Оскар, снят в Британии по заказу BBC. Начинается он с демонстрации карты Британии с отметками предполагаемых целей для ударов советских ракет с последующим неутешительным для англичан выводом, что в этой стране таких целей на единицу площади больше чем в любой другой стране мира. Подобное начало задает тон всей остальной картине. Конфликт между ядерными державами, за которым следует неминуемая катастрофа, в данном фильме обстоит так: Советский Союз при поддержке Восточной Германии оказывает братскую коммунистическую помощь Китаю, вторгнувшемуся во Вьетнам, тем, что грозится занять Западный Берлин, если американцы не откажутся от применения ядерных зарядов против китайских войск. В Британии вводится в действие план по управлению страной под угрозой ядерного удара, подразумевающий передачу властных полномочий центрального правительства в пользу 15 региональных чрезвычайных комитетов, которым поручено провести эвакуацию и расселение определенных классов населения в "безопасных" областях страны согласно установленной квоте. Весь этот план демонстрирует, насколько "педантичны" и "продуманы" меры по защите британского населения, но его качество раскрывается лишь подзнее с наступлением ядерного апокалипсиса. Дальнейшие мероприятия, как и последующие за ними события сняты в полностью документальном стиле и обстоятельно комментируются голосом за кадром и цитами на экране. Камера следует за людьми, исполняющими свои обязанности по проведению эвакуации и распределению продовольственных талонов, запечетлевая разные подробности правительственного плана. Первая часть фильма содержит опросы людей на улицах по поводу их отношения к происходящему в стране и конфликту вообще; у них интересуются, знают ли они о действии радиации и насколько подготовили для себя убежище. Интересно отметить, что в отношении того, кто первым нажал на кнопку, взят вариант, когда в вооруженном столкновении в Германии войска НАТО первыми запускают ракеты с тактическими ядерными боеголовками.
Далее описывается ответный удар по Британии. Ядерных взрывов в фильме не показывают, но кадры огненной бури, происходящей при городских пожарах следующих за ними, сняты с учетом описаний того, что происходило в Дрездене и Хиросиме. Все это сопровождается абсурдными официальными высказываниями на тему правомерности использования ядерного оружия и возможного протекания войны с его применением. Кадры с изображением пострадавших перемежаются с полуинтервью, взятыми у медперсонала. По поведению людей, показанных в фильме, по одним только выражениям их лиц видно, что авторы действительно провели большую работу по изучению психологии жертв бомбежек, на примере выживших после бомбардировок Дрездена и других немецких городов. Последствия радиационного облучения описываются на примере того, что происходило с жертвами бомбардировки Хиросимы. Действия военных и полиции по учету погибших и уборке трупов, описание нехватки медикаментов и предметов первой необходимости, раздача продовольствия и голодные бунты, мародерства и меры по их пресечению, убийства стражей порядка и расстрелы, все сопровождается немногословными полуинтервью. Простые жители графства Кент, что играют практически все роли в картине, делают это с пугающей убедительностью, включая детей, достоверно страдающих на экране от различных увечий и психологического шока.
Фильм снят как своеобразный ответ на заговор молчания, стоявший в средствах массовой информации, официальных изданиях и на телевидении того времени во всем, что касалось ядерного оружия, вопросов обладания им и последствий его использования, и заявляет о том, что как общество, так и власти ко всей тяжести и масштабам этих последствий просто не подготовлены.
Где взять: раз и два.
Субтитры: здесь (есть также с авторскими комментариями).
2. Threads (1984)
http://www.imdb.com/title/tt0090163/
Еще один английский фильм, который был снят компанией BBC. Действие картины происходит в небольшом английском городе Шеффилд. Ее героями, если можно так выразиться, является молодая пара, которая собирается пожениться, а также семьи их родителей. В первой половине фильма можно наблюдать при помощи фоновых радио- и теленовостей, как развиваются события в мире, которые в итоге приводят к ядерной катастрофе. Начинается все с того, что Советский Союз - кто бы сомневался - за каким-то чертом вторгается в Иран и ввозит туда ядерные боеголовки. Американцы в ответ занимают свою часть Ирана и - какой сюрприз! - окапываются возле нефтяных вышек. Британия, разумеется, митингует за ядерное разоружение и бессмысленность ядерной войны, в то же время предоставляя базы для американских бомбардировщиков. По истечении ультиматума американцы нападают при помощи B-52 на советсткие базы в Иране, но не успевают отбомбиться, потому что русские сбивают все их самолеты ракетами почему-то с ядерными боеголовками. Далее идет война между США и СССР в разных уголках планеты со сбиванем самолетов, потоплением авианосцев, ядерными ударами на Ближнем Востоке и конфликтом в Европе, которую долго пересказывать, хотя она представляет достаточный интерес, как один из возможных вариантов развития подобных событий в то время. Британия же вовсю готовится к советскому ядерному возмездию и запускает в тайне от населения, чтобы не создавать беспорядков, заранее созданный план по экстренным мерам. Тайный комитет по чрезвычайным ситуациям прячется в убежище, простому же народу, который по вполне объяснимым причинам постепенно охватывает паника, советуют оставаться по домам и не разъезжаться кто куда, чтобы не остаться без помощи. Апокалипсис происходит лишь к середине фильма, когда воюющими сторонами запускается суммарно 3000 мегатонн, часть из которых приходится на Британию, однако, во вторые его 50 минут вмещено очень много.
Собственно, за этими событиями и наступает пост-апокалиптическая и самая визуально насыщенная часть фильма. Очень хорошо сняты ставшие уже классическими в подобных фильмах сцены, когда люди застают момент взрыва. Крайне достоверно изображены человеческие страдания, страшные картины жертв и разрушений - режиссер не гнушается крупными планами, отчего на коробке с фильмом указано "Contains strong horror". Можно увидеть в подробностях, приближенных к документальным, голодные бунты, массовые болезни, радиационное облучение, переполненные больницы, горы непогребенных трупов, в общем все то, что может быть упомянуто на эту тему в учебнике по гражданской обороне. В подобном псевдо-документальном стиле снята и оставшаяся часть картины, в которой демонстрируются грабежи, лагеря для мародеров, расстрелы. Показаны все прогнозируемые эффекты ядерной зимы, приводящей к повсеместному голоду и гибели людей. Не забыто и про последствия сильного ультра-фиолетового облучения поверхности земли после ее окончания. В конце фильма подводится печальный итог, говорящий о катастрофическом снижении численности населения и рождении у выживших умственно отсталых, деформированных детей.
Фильм очень тяжелый, а именно вторая его половина. Она похожа на ряд страшных видеоиллюстраций к брошюре о последствиях ядерной катастрофы, которые показаны на примере двух британских семей, переживших ядерные удары. В другом примере действиями комитета по чрезвычайным мерам демонстрируется тщетность каких-либо заранее подготовленных мероприятий по регулированию ситуации и оказанию помощи населению после наступления подобных событий. Безнадежная участь, которая уготована всем, кто сможеть остаться в живых после этого, лишена всяких иллюзий. Все цифры по жертвам среди населения, которые взяты в основу фильма, предоставлены официальными правительственными расчетами. Беспросветная мрачность фильма, связанная с практическим отсутствие веры в то, что человечество, на примере Британии, сможет выкарабкаться после ядерного апокалипсиса, подробная визуализация всех его страшных последствий, пугающий документальный натурализм вкупе с убедительной игрой актеров ставит его по общему мнению на первое место по силе воздействия среди всех картин на эту тематику.
Где взять: раз и два.
Субтитры: здесь и здесь.
3. The Day After (1983)
http://www.imdb.com/title/tt0085404/
Этот американский фильм эпохи нового обострения холодной войны является очередной попыткой кинематографа отреагировать на ухудшение ситуации в мире. Интересны несколько фактов о нем. Он был снят для показа по американскому телевидению на канале ABC. Произвел сильное впечатление на Рональда Рейгана и даже якобы изменил его мнение по некоторым вопросам ядерной стратегии, что, возможно, стало дополлнительным толчком к подписанию договора о ликвидации ракет средней и малой дальности в 1987 году в Рейкьявике. Был показан по советскому телевидению в том же 1987 году. Является телефильмом, который посмотрела самая большая аудитория (100 миллионов). Одну из главных ролей в нем играет Стив Гуттенберг, снявшийся после этого в Полицейской Академии. Очень неожиданная роль, с которой он очень неплохо справился.
Сравнивая фильм с Threads, который вышел на год позднее, нужно заметить, что в нем столь же подробно говорится о том, как может развиваться конфликт между США и СССР, приводящий мир к ядерной катастрофе. Аналогично заостряется внимание и на том, что простые граждане считают глупым и бессмысленным начинать обмен ядерными ударами из-за конфликта, происходящего далеко за пределами их страны. В его основе в данном случае лежит восстание в армии Восточной Германии, которое приходят усмирять советские войска с последующей блокадой Западного Берлина. После вторжения туда натовских войск, а затем успешного их вытесения стороны сбивают друг у друга несколько самолетов и топят по кораблю в Персидском заливе. Затем происходит взрыв ядерного заряда в районе Франкфурта, но чьих рук это дело, почему-то остается невыясненным. Начинают распространяться слухи об эвакуации жителей Москвы и паника по этому поводу в городах США. Русские выдвигают войска вглубь Европы в сторону Франции. Американцы взрывают три ядерных заряда в воздухе над продвигающимися войсками, и в ответ получают бомбу на одну из штабквартир НАТО. После череды взаимных предупреждений американцы запускают свои минитмэны по России, а русские - более трех сотен ракет по Америке. Кто начинает первым, вновь остается неясным.
Картина последних минут перед ударом сопровождается кадрами, взятыми из документальных съемок подготовки ракет к пуску и их испытаний, а сам запуск живо напоминает пасторальные картинки взлетающих ракет из третьего Терминатора (на самом деле, конечно, наоборот): ферма и ракеты, ракеты над городом, полный стадион и ракеты. Жители города Лоуренс, участвовавшие в массовке, очень постарались в изображении паники, охватившей город. Ядерная катастрофа наступает в середине фильма и графически изображена слабовато: взрывы, сделанные при помощи спецэффектов, не тянут на натуральные; люди в стоп-кадрах превращаются просто в скелеты; использованы легко узнаваемые вставки из съемок ядерных испытаний, собранные впоследствии в фильме The Atomic Bomb Movie: Trinity And Beyond; выделяются также кадры пожаров, очевидно, позаимствованные из другой документалистики. Руины Лоуренса выполнены вполне правдоподобно и на общем плане напоминают Некрополис. Руины Казаса тоже неплохо представлены, хотя и с применением техники монтажа. В Threads подобных планов все же не доставало. Болезни, голодные бунты, убийства, расстрелы показаны в основном мельком или только упоминаются, но эффекты радиационного облучения изображаются с большой тщательностью, и собственно fallout'у уделено много внимания.
Среди главных героев можно выделить двух: это хирург, помогающий пострадавшим в подвальных помещениях университетского госпиталя, которого играет Джейсон Робардс; и студент, помогающий семье фермеров, спрятавшейся в погребе своего дома, которого играет Стив Гуттенберг. В отличие от Threads во второй половине фильма больше времени отведено драме. Благодаря отличной игре актеров, их героям невозможно не сопереживать, ну а кульминация драмы, конечно, приходится на конец фильма, который заслуживает отдельного упоминания, хотя лучше его один раз увидеть. Впрочем, не раскрою тайны, если скажу, что большую часть героев в фильме не ждет ничего хорошего. Есть в картине и очень символичные сцены. Например, солдат, бежавший перед самым ударом из ракетной шахты к своей девушке, забредает в магазин, где показывают крупный план автомата предсказаний с надписью "Character readings. Your Future?". Напоминает сцену сражения из Dr. Strangelove на фоне лозунга "Peace is our profession". Или проповедь в разрушенной церкви и обращение президента по радио. Сцена с рождением ребенка, как символа жизни в изменившемся мире, здесь также используется, но несколько в другом аспекте, нежели в Threads.
Поскольку фильм снимался для телевидения, его бюджет получился небольшим, из-за чего пострадало качество визуальных эффектов, а некоторые сцены были вырезаны перед самым показом. Тем не менее картина для американского телезрителя получилась шокирующей, да и в остальном мире она считается одной из лучших на эту тему.
Где взять: раз, два, три, четыре, пять.
Субтиры: здесь.
4. Testament (1983)
http://www.imdb.com/title/tt0086429/
Еще один американский фильм о ядерной катастрофе, которая хоть и косвенно, но не менее пагубно, чем в других картинах подобного рода, обрушивается на маленький городок близ Сан-Франциско. О ядерном ударе жители города узнают по телевизору в ходе экстренного сообщения, которое неожиданно обрывается. Не показываются ни сами ядерные взрывы, ни какие-либо разрушения. Остается неизвестным, как далеко находился город от ближайших ударов.
Рассказ ведется о том, как простая семья выживает в сложившейся ситуации. Жители города пытаются бороться за существование, но последствия радиационных осадков и радационного облучения с каждым днем уменьшают их шансы. Связь с внешним миром постепенно угасает, и отчаянные попытки местного радиолюбителя поддерживать контакт с другими населенными пунктами со временем становятся безнадежными, а вскоре и бесполезными. Одни люди, уходя от реальности, стараются жить старой жизнью, но надежда на ее возвращения тает вместе с их последними силами. Другие пытаются контролировать ситуацию, но кадры городских собраний, которые с каждым разом становятся все меньше и меньше, ясно говорят, что ничего поделать уже нельзя, и даже они не выдерживают психологической нагрузки. Фильм показывает, как медленно умирают и те, и другие, и как маленький городок превращается в мертвый город. Учитывая, что в семье, о которой идет повествование, трое детей, и впоследствии к ней присоединяются другие дети, картина заостряет большое внимание на их страданиях, а также на страданиях их матерей в ситуации, когда они не в состоянии ничем им помочь. И дело не ограничивается только этой семьей. Хотя справедливости ради стоит отметить, что подобный уклон объясняется тем, что многие женские роли в этом фильме связаны с работой с детьми. Для создания дополнительного драматизма режиссером активно используются флэшбэки, причем в изрядных количествах, но подобные намеренные контрасты между прошлой жизнью и новой реальностью картины не порят.
Если расположить этот и два предыдущих фильма на воображаемых шкалах визуализации апокалипсиса и драмы людей, его переживших, то данный фильм окажется где-то внизу на первой шкале и высоко на второй. Картина Threads займет на них позиции полностью противоположные, а The Day After будет где-то посередине. В плане соотношения драмы и визуализации апокалипсиса Testament уступает разве что Le Temps du Loup, который в первом аспекте стоит еще выше, а во втором еще ниже. По существу, последний является дальнейшей дистилляции драмы, начатой в Testament, от остатков апокалипсиса, который бертся в качестве ее первопричины.
Небольшой ролью в этом фильме отметился Кевин Костнер. Можно сказать, что из актеров такого калибра по количеству пост-апокалиптических фильмов у него ничья с Мелом Гибсоном. Хотя им может составить конкуренцию Патрик Суэйзи. Однако главной заслугой в том, что картина производит такое сильное впечатление, является игра исполнительницы главной роли матери семейства Джейн Александер, которая, обращаю внимание, участвует в съемках четвертого Терминатора.
Где взять: раз, два, три.
Субтитры: здесь и здесь.
5. Panic In Year Zero! (1962)
http://www.imdb.com/title/tt0056331/
Этот черно-белый американский фильм входит в состав классики пост-апокалипсиса, а главную роль в нем сыграл оскароносный Рэй Миллард. Простая американская семья, словно сошедшая с экранов рекламных роликов, отправляется на машине с трейлером на рыбалку, но в пути замечает грибовидное облако над Лос-Анджелесом. Это начало ядерной войны. Дороги тут же заполоняет масса автомобилей, люди в панике спасаются бегством, товары в магазинах и придорожных забегаловках и бензин на заправках стремительно исчезают. Все хотят выжить и всем наплевать на других, что в общем можно понять. По радио передают о массовом обмене ядерными ударами по всему миру, а также о разгуле грабежей и беззаконии в США. Глава семейства старается сделать все, чтобы обепечить семью всем необходимым и отвезти ее в безопасное место, где можно переждать возможные радиоактивные осадки и укрыться от грабителей и прочих подонков.
Первая половина фильма, в которой происходят все эти события, довольно динамична и очень живо описывает то, как реагируют на начало ядерной войны жители областей, непосредственно не задетых ударами. Отец семьи действует по принципам "каждый сам за себя" и "главное выжить и спрятаться, а закон потом восстановится", при этом крепко сожалея, что этот закон теперь повсеместно попирается, а цивилизация теряет свое лицо, но тем не менее не оставляя надежды, что рано или поздно все придет в норму, если такие сознательные граждане, как он сам, не будут слишком его нарушать. Вторая половина не так интересна, ибо содержит обычные для пост-апокалиптических фильмов того времени нецивилизованные приключения в сельской местности, включающие жизнь в стесненных условиях без удобств, нападения негодяев и стрельбу. Концовка фильма убеждает американского зрителя, что в ядерной войне можно победить, а заключительные фразы двух американских солдат по-настоящему умиляют.
В целом неплохой, но довольно наивный, хотя возможно намеренно оптимистично снятый фильм эпохи первого разгара холодной войны о том, что при должной сноровке и теоретической подготовке американская семья может довольно сносно пережить ядерную войну, заодно проведя пикник на природе, а самое страшное, с чем можно столкнуться в этой войне, это паника добропорядочных граждан, что видно из самого названия фильма. О том, что происходит в таких случаях с другими гражданами, которые в силу не зависящих от них обстоятельств ядерной катастрофы не успевают даже запаниковать, картина к сожалению умалчивает. Сравнение с британским The War Game, вышедшим всего тремя годами позднее, напрашивается само по себе.
Где взять: раз и два (нужна регистрация).
Субтитры: здесь и здесь.