Перейти к содержимому


Фотография

Особенность подачи сюжета в рассказе


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 11

#1 Berkut

Berkut

    Буривух

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 401 сообщений

Отправлено 11 Июль 2014 - 16:16

Всем привет.

Пишу небольшой рассказ, в котором хочу описать нештатную ситуацию, возникшую в ходе полёта с Земли в систему Эпсилон Эридана (звезду я назвал Эния) к спутнику (Порфирион) юпитероподобной экзопланеты (Эреб).

Проблема у меня в следующем: по ходу сюжета, как я уже упомянул, возникает критическая ситуация. Вся сложность этой самой ситуации ясна лишь паре человек, остальные знают лишь часть общедоступной информации. В определённый момент эта самая знающая пара объясняет ужас произошедшего другим и аргументирует этот ужас, разъясняя те аспекты, которые непонятны персонажам. Загвоздка в том, что мне нужно как-то органично вплести в эти разъяснения и те факты, которые персонажам объяснять не нужно, но читателю о них знать необходимо.

Если провести параллели, то это примерно то же, если два опытных инженера-машиностроителя, обсуждая друг с другом устройство новейшего автомобильного двигателя, будут объяснять друг другу для чего нужен коленвал, что такое компрессия, где находится камера сгорания.

У меня есть следующие мысли, числом четыре:
1. Диалог передать как есть, а в конце рассказа сделать что-то вроде послесловия, в котором в виде выдержек из какой-либо инструкции пилота будут описаны особенности того или иного факта/действия.
2. Сделать то же, но в виде сносок.
3. Разговор из одного общего разбить на несколько диалогов тет-а-тет, в каждом диалоге описать один аспект проблемы, а недостающие детали описать в небольшом флэшбэке, в котором дополнительная информация будет обыграна в ходе строительства/разработки корабля.
4. Смириться с неизбежностью диалогов типа: "Это легковой автомобиль. Все мы знаем, что у него 4 колеса. На каждом колесе покрышка, которая сделана из резины чёрного цвета. Покрышки наполняют воздухом, что позволяет автомобилю ехать плавно и мягко. Использование автомобиля без воздуха в покрышках, их в таком случае называют спущенными, крайне нежелательно. Так вот, в нашем автомобиле спустило колесо. Необходимо наполнить его воздухом и тогда мы сможем ехать дальше", — вместо: "Колесо спустило — надо накачать".

Больше всего мне нравится третий вариант, но, боюсь, не смогу уложиться в формат рассказа, а на большее моих талантов вряд ли хватит. Четвёртый вариант, конечно, проще всего, но в таком случае вся затея будет признана полнейшим провалом и я даже показывать его кому бы то ни было постесняюсь.

Итого: присоветуйте чего-нибудь.


#2 Arschmann

Arschmann

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 777 сообщений

Отправлено 11 Июль 2014 - 17:47

Описать устройство корабля в первом же абзаце. А уж конкретно поломки в диалогах.

Сквозь звездную ночь летит корабль, созданный человеским гением. Это факельный корабль и его устройство довольно-таки просто. Топливо из огромных баков на носу корабля поступает по трубопроводам к четырем камерам сгорания на корме. Отсеки экипажа расположены посередине и защищены от космической радиации корпусами баков. Но все эти простые решения получены через кровь и огонь. Баки стали располагать на носу корабля только после того как знаменитый пилот Беркут получил смертельную дозу при первом полете к Альфа Центавра. Хотя он и был в анабиозе. Также только в 2240 году после трех подряд катастроф с критическим перегревом при торможении в атмосфере Юпитера, превышающем расчетные величины в несколько раз стало понятно, что тут явно нужен второй резервный контур охлаждения. Или не надо пользоваться гравитационными маневрами у газовых гигантов.

Пример в общем.


#3 Coronel

Coronel

    Настоящий полковник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 242 сообщений

Отправлено 11 Июль 2014 - 18:33

Присоединяюсь к предыдущему оратору. Описывать требуемые для сюжета, но неизвестные читателю детали имеет смысл примерно так, как это делают в тех же технотриллерах. То есть, путём монолога "от автора", обращённого напрямую к читателю. Не стоит, конечно, уподобляться Тому Клэнси, у которого на три строчки диалога пилотов вертолёта приходилось пять страниц описания того, как вертолёт устроен, какие на нём стоят системы, и как это всё работает, но общее направление, по моему мнению, самое верное именно такое.


#4 Berkut

Berkut

    Буривух

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 401 сообщений

Отправлено 11 Июль 2014 - 19:35

>>Это факельный корабль
Хитрый. :-) В этой теме я про факельные корабли ни буквы не написал.

>>Не стоит, конечно, уподобляться Тому Клэнси
Боюсь, что выйдет как у него.


#5 Carven

Carven

    Огонь неугасимый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 3 669 сообщений

Отправлено 20 Июль 2014 - 21:41

>>Боюсь, что выйдет как у него.
Этого достаточно легко избежать. Если у тебя СЛИШКОМ много деталей, то можно выдавать их последовательно, порциями, сделав пару вставок в сюжет.

Пример:
1) Общее устройство корабля можно описать во вступлении, примерно как предложил Arschmann.

2) Еще до поломки, где-нибудь в столовой, два героя обсуждают в духе:
Главный инженер взял у робота-раздатчика "рацион-5", положенный в это время суток, и подсел к капитану.
- Вы как-то очень грустны, Имен Фамильевич, — начал он разговор первым.
- Помните, про проблему с охлаждением, имеющуюся на всех двигателях факельного типа? — ответил тот, после небольшого вдумчивого рассматривания своей вилки.
- Она давно решена введением второго контура, — весело возразил инженер.
- Да, но только при условии, если маневр совершается вдали от газовых гигантов. Я только что сделал кое-какие расчеты, мы неизбежно цепляем верхнюю атмосферу одного из них. В противном случае, нам придется затормозить слишком рано, и мы повиснем в паре месяцев обычного полета от планеты назначения...


Ну, или что-то наподоби. В общем, так можно заранее, еще до начала динамических действий, разъяснить суть будущего замеса. Потом, когда реактор уже будет взрываться \ смертельный химикат разливаться \ корпус плавиться \ или что там придет в голову автора, прерывать драйв ради технических данных уже не стоит.

3) Хотя и тут можно вывернуться фразой в духе: "Говорил мне капитан, замени этот генератор, а то купили самый дешевый". Это, если потенциальная поломка не должна быть известна заранее.

В любом случае, народу неинтересно читать простыни научных данных, только когда они неинтересно поданы. Так диалогу двух заумных физиков, лучше предпочесть диалог физика и дилетанта, где физик будет объяснять дилетанту понятными человеку с улицы аналогиями, а не формулами из ВУЗа.



#6 John Woo

John Woo

    Martial Artist

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 091 сообщений

Отправлено 28 Июль 2014 - 07:28

А что, если описать сцену, в которой один из инженеров в ужасе изучает некую систему мониторинга общего состояния корабля?

- Иесусе, — Кракенов не мог поверить собственным глазам: на схемотичном изображении корабля загарались красные индикаторы — один за другим.
Все, как по учебнику: сначала...


Ну и дальше — в зависимости от характера поломки и фантазии автора.
То есть, описать непосредственно реакцию инженера на поломку, далее пояснение, снова эмоциональный выкрик героя, снова показания приборов, снова пояснение.


#7 Wasteland Rat

Wasteland Rat

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 403 сообщений

Отправлено 28 Июль 2014 - 17:45

Рассказ разбить на главы, в начале каждой главы эпиграф — небольшая выдержка из "суперкосмического справочника юного натуралиста". К кульминации рассказа эпиграфы сложатся в стройную картину, поясняющую ту какбынаучную ахинею, которую будут нести герои :)

Это сообщение отредактировано Wasteland Rat - 28 июля 2014 | 18:46


#8 dimka

dimka

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 166 сообщений

Отправлено 28 Июль 2014 - 19:15

1. Никогда не считайте читателя идиотом. Перефразируя классику, рассказ, понятный любому дураку, только дураку и будет интересен.
2. Непонятки далеко не всегда вгоняют в скуку. Смотря как подать. Ну, об этом уже многие сказали.
3. Принцип работы устройства может быть слишком сложен для понимания, но вот последствия его выхода из строя, как правило, будут понятны всем. От этого можно оттолкнуться. Посмотрите, например, как подается информация в докторе Хаусе — куча непонятных слов перемежается понятными метафорами, шутками и объяснениями ситуации малограмотному пациенту. Опять же спор двух персонажей — хороший механизм, потому что требует аргументации, а она может как раз-таки свести проблему к более понятным словам.


#9 Wasteland Rat

Wasteland Rat

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 403 сообщений

Отправлено 28 Июль 2014 - 21:12

Как вариант, можно ввести персонажа, который ничерта не разбирается в звездолетах и задает глупые вопросы (блондинка, которая не понимает, чем передний привод от заднего отличается).

Это сообщение отредактировано Wasteland Rat - 28 июля 2014 | 22:13


#10 Berkut

Berkut

    Буривух

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 401 сообщений

Отправлено 30 Июль 2014 - 18:36

>>Посмотрите, например, как подается информация в докторе Хаусе
Вот как раз этого делать не хочется. Смешно смотрятся диалоги специалистов, разжёвывающих друг другу азы.

>>рассказ, понятный любому дураку, только дураку и будет интересен.
А вот над этим я задумаюсь. Если честно, то сейчас у меня маленький тупик "творческий", но костяк, думаю, осилю. И, возможно, не буду стремиться разжевать всё.


#11 dimka

dimka

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 166 сообщений

Отправлено 31 Июль 2014 - 18:18

QUOTE
Смешно смотрятся диалоги специалистов, разжёвывающих друг другу азы.

Нужно сделать поправку на аудиторию, конечно. Хаус снят для домохозяек :)

QUOTE
И, возможно, не буду стремиться разжевать всё.

Я относительно недавно читал отличную фэнтэзи-трилогию (вроде теперь уже больше книг) Р. Скотта Бэккера "Князь пустоты". Там ни черта не разжевано! Необычная магия, масса терминов, названия мест, народов, обрядов, исторических личностей, событий и т.д. Все это мимоходом упоминается в диалогах между персонажами так, как будто все знают, о чем идет речь — а по сути так и есть, с их точки зрения. Так вот, читается это все на ура. Хотя поначалу непонятно многое, если не все.


#12 Carven

Carven

    Огонь неугасимый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 3 669 сообщений

Отправлено 01 Август 2014 - 21:31

QUOTE (Berkut)
Смешно смотрятся диалоги специалистов, разжёвывающих друг другу азы.

Зависит от ситуации. Это смотрится абсолютно нормально если, например:

1) Они специалисты в смежных, или вовсе в разных, областях.
2) Один из них только что получил травму головы (у тебя ведь катастрофа на борту?)
3) В споре участвует третий (не специалист) человек, которому они, попутно, что-то объясняют.
4) Они общаются на разных языках, и вынуждены искать примитивные понятные аналогии.
5) Они обсуждают написание статьи, которая расчитана на дилетантов.
6) И так далее...





Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Рейтинг@Mail.ru