Это ж цифровой наркотик. Давно так не залипал.
1. Прокачка. Теперь нет этого дублирования очки на навыки и на перки, и теперь реально приходится выбирать, зная, что единомоментно сумеешь развить только что-то одно. Пригодиться может и умение трепаться (потому как харю проверяют, как оказалось, довольно часто), и умение много таскать, и ковыряться с пушками... Но качая сейчас что-то одно всему другому придётся подождать. Вносит некоторый элемент планирования развития.
2. Болтовня, она же озвучка плюсь колесо от Лишнего Ствола. Для погружения плюс однозначный, сейчас технологии ушли куда как дальше окошка с говорящей рожей, и позволяют тот же момент подать более разнообразно. Количество реплик уже другое дело, но оно и в старых частях не всегда блистало. Стопицот вариантов одной и той же фразы с расчётом на разных в каких-либо аспектах персонажей и там не было авторы долбанулись бы делать столько. Диалоги, по сути, так же ветвятся, бабку-наркоманку с правдивыми глюками можно как минимум или по-хорошему уговорить слезть с веществ, или угрозить.
3. Нет никакой глобальной кармы, но зато теперь целая статистическая страница с примерно десятком видов преступлений. Союзники имеют своё мнение по поводу твоей линии поведения, окружающие тоже. Фактически, просто исчезли циферки и прозрачность для пользователя из кармы.
4. Пыщь-пыщь. С одной стороны переход на большую экшен-механику не слишком вяжется с прокачкой, с другой втягиваешься в процесс быстрее. Плюс если мужиком играешь всё же объяснимо: бывший военный, как-никак, и уже знает, с какого конца пушка берётся и куда нажимать. Задержка дыхания к месту. Удары прикладом/штыком ещё более к месту, мне в ф3 их ОЧЕНЬ не хватало. Также гранаты, использование которых переделано на манер хоткей-мода из того же ф3 плюс. А вот убирание ремонта стволов минус.
5. Карта маловата, но насыщенна. Очень много этих мелких местечковых историй, рассказывающих о прошлом того или иного места и прибавляющих +100500 к атмосфере.
6. Крафт. ООО!!! Вот тут я просто обмазываюсь с ног до головы! Дико не хватало нормального, развёрнутого крафта и прокачки вещей во всех предыдущих частях. В ф3 была попытка, но она была всецело уныла. В фнв была уже попытка куда получше, но моя вкусовщина не переносит его пропитанность ковбойщиной, вестерном и политотой между группировками, за которыми уже не остаётся руин и пустоши. Такие условия, по сути, сильно побуждают уцелевших учиться делать всё от стула до дома из фекалий и палок.
Попутно со строимыми деревеньками бомжей появляется ещё и такой фактор, как некоторое подобие производства. Нужно много клея? Для апгрейдов нужно. Засеваются площади под технические культуры, отвар из которых даёт клеящий эффект. Выделяется для обработки кто-то из поселенцев. Через некоторое время собираешь урожай, отправляешься на пункт готовки и вуаля! Получаешь заменитель довольно редкого ресурса.
Вообще, эту идею можно было бы и развить. Из водонасосов имело бы смысл сливать часть воды на технические и пищевые нужды, как собирать урожай с растений. Если есть корова её дерьмецо можно было бы заложить в "селитряную кучу" для последующей выбивки оттуда химикалий и использования их в лаборатории. Из подходящих растений можно было бы гнать спирт, который и в медицину, и в желудок алкоголикам, и, если вдруг нашлась бы какая-то старая машина, способная работать на углеводородах в движок. Уход за ней был бы нужен потщательнее, но ездила бы вполне.
А это уже некоторое восстановление цивилизации.
7. Анимации. Дико доставили. Сразу видно, что авторы хорошо поработали над ними. Людские движения стали более естественными и ровными, а не выглядящими разнородными кусками анимации с рваными переходами, собака!!! Собака же отлична! Прыгает вокруг хозяина, что-то вынюхивает, вцепляется за лапы, валит на землю, перегрызает глотки... Сразу видно хорошо натасканная породистая псина. Не удивлюсь, если или в Институте есть заводчик, или тоже как-то в криокапсуле уцелела. Порадовало наличие кошек, но вот их анимация не порадовала. Гули вышли неоднозначными, но точно неплохими сразу видно, что им начисто выжгло мозги радиацией, и думают они лишь о пожрать, и бегают при этом, как сильно бухие: и бежать порываются, и виляют зигзагами из-за плохой координации, и после неудачного удара падают, зарываясь мордой в пол...
8. Экзоскелет. Наконец-то это не бронетрусы, много весящие, но укладываемые на дно рюкзака, а мощный механизированный самонесущий бронекостюм, существующий снаружи оператора. Огромный, ядрёный, и опять же прокачиваемый. Если повесить прыжковый ранец вообще почти что набор "Сам себе Космодесантник". Топливные ячейки однозначный плюс. Теперь хоть иногда приходится вспоминать тот факт, что эта штука тоже на чём-то работает, и что количество таких батареек в мире вполне ограниченно. Так что это не бронированная маечка "на каждый день" (если только не полностью забить на дополнительные функции типа ВАТСа/мощных ударов..., что опять же подрежет функционал), а отдельный от остальных и в определённой мере особый предмет.
9. Завязка. Двояко: с одной стороны, её и технически сократили и ускорили (куда как лучше для повторного прохождения), и (!!!) показали мир ДО. Тот самый "америкэн дрим с ядерными технологиями". Большой плюс. С другой стороны опять вся эта тематика про семейные ценности и все дела. Излишняя привязка к заданной роли, и определённый минус.
10. Глюки. Как минимум чёртовы неотображающиеся на 4:3 и 5:4 мониторах замки при взломе. Пришлось учиться взламывать на слух, что портит впечатление и увеличивает расход отмычек. Вообще, часто сбоит отображение при попытке выставить разрешение из имеющихся и вот это уже серьёзный косяк. Из геймплейного же пока (тьфутьфутьфу) ничего не встречал.