Нижеследующий текст можно найти на многих форумах, а первоисточника я не знаю.
----------
Минимальные системные требования:
Эта минимальная конфигурация необходима для запуска Morrowind в соответствии с оффициальной информацией. Это значит, исключения из неё возможны, но они не предусмотрены разработчиками. Подразумевается также, что на более быстрой конфигурации Morrowind запустится.
Операционная система Windows 98 или Windows Me, запущенная на системе с не менее, чем 128Mб системной операционной памяти; либо:
Операционная система Windows 2000 или Windows XP, запущенная на системе с не менее, чем 256Mб системной операционной памяти;
Процессор марки Celeron, Pentium 3 или Athlon, работающий на частоте 500МГц;
Восьми скоростной CD-ROM или DVD-ROM привод;
1 Гигибайт свободного места на жёстком диске;
Разрешённый в Windows файл подкачки;
DirectX 8.1;
Cовместимая с Direct3D и DirectX 8.1 видео карта с 32Мб видео-памяти;
Совместимая с DirectX 8.1 звуковая карта;
Клавиатура, мышь.
Рекомендуемые системные требования.
Эта минимальная конфигурайия необходима для удовлетворительной графики и производительности игры, в соответствии с моим личным мнением. Исключения возможны, но маловероятны. Требования опущены, если совпадают с минимальными. Подразумевается также, что на более быстрой конфигурации Morrowind будет выглядеть лучше или работать быстрее.
256Мб системной операционной памяти;
Процессор Pentium 3 или Athlon, работающий на частоте 1Ггц; либо:
Процессор Celeron или Dunron, работающий на частоте 1.2Ггц;
Не устаревшая звуковая карта;
Видео-карта NVidia GeForce 2 GTS (не MX), GeForce 4 MX (не MX 420) или ATI Radeon 7500.*
*Для отображения дополнительных графических прелестей необходима видео-карта, поддерживающая пиксельные шейдеры (см. ниже), такая как GeForce 3, GeForce 4 (не MX) или Radeon 8500.
Оптимизация производительности Morrowind.
Информация основана на моих наблюдениях и приведена в порядке, соответствующем пунктам минимальных требований. Исключения из неё возможны, но маловероятны.
Windows.
В операционной системе Windows цветовая гамма рабочего стола и среды должна быть установлена на 32 бита, в противном случае на подавляющем большинстве систем Morroiwnd не запускается. Второе: даже если у вас Windows 98 или Windows Me, 128Мб оперативной памяти всё равно катастрофически мало. Если Вы ограничены оперативкой, то перед запуском игры закрывайте все работающие приложения.
Процессор.
Как упомянуто выше, для того, чтоб игра не тормозила, Morrowind нужен процессор, работающий на чатоте около 1Ггц. Если Ваш процессор медленнее, то игра в любом случае будет тормозить. Тем не менее, параметр AI Distance, расположенный в опциях игры, определяет использование процессора на интелект персонажей в Morrowind, точнее на то, на какой дистанции виртуальные персонажи активны и реагируют на действия игрока. Стоит понизить этот праметр, тоесть сдвинуть ползунок влево, чтоб немного освободить процессор. Кроме того, как и в предыдущем пункте: ситуация может облегчиться, если Вы перед запуском игры вы закроете работающие приложения.
Лазерный привод.
Если Вы владелец медленного CD-ROM'a, то давно пришло время его менять. Не буду отдаляться от темы, но скажу, что лучше не покупать слишком (быстрее 24 или 32 скоростей) шустрый привод. В Morrowind могут наблюдаться непрошенные паузы во время игрового процесса – часто их причиной бывает чтение лазерного диска. Будь то время, необходимое для чтения самого короткого звука, которого не нашлось в установке на жёстком диске, или любая другая требуемая информация – игра прервётся и продолжится только тогда, когда эта информация будет считана. Чтоб повысить скорость чтения лазерного диска, помимо смены привода на более скоростной, стоит убедиться, что Ваш привод использует режим DMA. (Для этого в «моём компьтере», в «свойствах» привода накиньте галочку на DMA. Если есть вопросы – задавайте их тут). Неплохим решением проблемы будет использование виртуальной копии диска во время игры. Для этого потребуются дополнительные 700Мб на жёстком диске и соответствующее ПО (например, Daemoon Tools).
Жёсткий диск.
Чем Ваш HDD быстрее, тем лучше. Если паузы сохранений и загрузки у Вас длиннее 5-7 секунд, то подумайте о смене жёсткого диска. Аналогично предыдущему пункту, проблему можно частично решить, выставив режим DMA. Заметьте, что не все диски его поддерживают.
Файл подкачки.
Файл подкачики для Morrowind нужен весьма приличный, я бы сказал, 300Мб или более. По умолчанию, его размер динамичен определяется в Windows автоматичски. Покопавшись в настройках «моего компьютера», Вы настройки файла подкачки. Некотрые считают, что производительность системы можно немного повысить, сделав файл подкачи постоянным (и, во избежание некотрых проблем, большим, не менее 250Мб) и запретив Windows автоматически управлять им. Лично я такого мнения не придерживаюсь, так как сам не замечал никакой раздницы. Другое способы повысить производительность жёсткого диска –дефрагментировать его и использовать соответствующее ПО (наример, Norton Utilities). Этот способ также не слишком явный.
DirectX 8.1.
Оптимизировать нельзя. Даже удалить толком нельзя. Без DirectX 8.1 Morrowind не запускается. Только одна хорошая новость – установщик DirectX 8.1 можно найти на диске с игрой.
Видео-карта.
На этом пункте задержимся. Если у Вас GeForce 2 MX или того медленнее, то можете сначала прочитать этот пункт, а потом повеситься, или сразу повеситься, и не читать этот пункт восве: Morrowind на Вашей видео-карте в любом случае будет тормозить, и тормозить ощутимо. Если Вы владелец видео-карты получше, то прибегнете к одному из вариантов повышения произодительности Morrowind понижением графического качества игры:
Разрешение.
Чем ниже разрешение, тем быстрее идёт игра. Что бы ни говорили, это до сих пор в полной степени относится ко всем, в том числе к hi-end, видео-картам. Тем не менее, Morrowind это такая игра, в которую я не советывал бы Вам играть в разрешении более низком, чем 1024x768. Дело в том, что в этой игре действительно много деталей и не прямоугольных поверхностей, и в низких разрешениях любая не горизонтальная и не вертикальная линия так исказиться лесенкой, что Вы просто напросто не увидите округлости или пропустите деталь.
Дальность прорисовки (View Distance).
Этот параметр отображается в опциях игры в виде ползунка, очень сильно влияет на производительность и ощутимо изменяет графику: он приближает и удаляет туман. Думаю, бесполезно тут что-либо комментировать, ибо приямо во время игры Вы можете выйти в опции и отрегулировать параметр не прибегая к перезапуску игры. Так каждый может легко настроить дальность прорисовки в соответствии со своим вкусом и возможностями системы.
Тени в реальном времяни (Real Time Shadows).
Этот параметр также отображается в опциях игры в виде ползунка, сильно влияет на производительность и не глобально изменяет графику: он определяет количество объектов, отбрасывающих тени и сложность отбрасываемых теней. При активном освещении, таким как свет от дрожащего факела ночью, этот параметр особо заметен как в производительности, так и в графическом компоненте Morrowind. Когда ползунок сдвинут до предела влево, тени выключены совсем, и производительность немного выше. Тем не менее, я бы не советывал никому выключать тени, так как именно они создают впечатление объекта, расположенного на поверхности, а без этого у Вас может появиться ощущение, будто персонажи в Morrowind отдельны от земли.
Другие игровые настройки.
Я знаю людей, которые выключали субтитры, курсор и прозрачные окна, чтоб повысить производительность в играх. Поверьте мне, не стоит этого делать – производительность не повысится настолько, чтоб Вы могли это заметить.
Внеигровые настройки видео.
Таких настроек море. Если по ним у Вас есть вопросы, то Вам сюда.
Звуковая карта.
Многие недооценивают важность звуковой карты в вопросе о производительности игр, и очень напрасно. Неподобающая звуковая карта нагружает системный процессор задачами, связанными со звуком, и порой это приводит даже к 10-30-ти процентым потерям в количестве кадров в секунду. Простои, задержки и сбоение звуков – первые признаки того, что со звуковым компонентом Вашего компьютера не всё в порядке. К сожалению, порой признаков не возникает вовсе. Для таких ситуаций скажу проще: если ваша звуковая карта встроена в материнскую плату, стоит дешевле 300-400 рублей или была выпущена больше, чем 6-7 лет назад, то она может и, скорее всего, приводит к приличным потерям производительности в играх. Если Вы не можете приобрести нормальную звуковую карту, то понизьте качество поцизионирования звука в Morrowind до минимального, для чего установите опцию 3D Audio Quality в положение Low.
Мышь.
Быть может, Вы удивлены тому, что в советах по оптимизации Morrowind я упомянул мышь. Но сделал я это не напрасно. Дело в том, что негативные свойства мышей некотрые пренимают за торможение в играх, а некотрые не осознают, что такие свойства существуют. Если Ваша мышь воткнута в порт COM, то Вы, вероятно, относитесь к таким людям. Мышь обладает частотой обновления, и в мыши, воткнутой в порт COM, эта частота понижена, что приводит к тому, что плавность операций с мышкой на экране сменяется дёрганностью, и курсор двигается рывками. Это характерная черта всех мышек порта COM. Манипуляторы, подключеные к порту PS/2 также иногда страдают этим недугом. Исправить это можно, увеличив частоту опроса PS/2 порта утилитой PS2Plus. Если же чатота обновлений органичивалась не PS/2 портом, а непосредственно мышкой, то единственное решение – смена мышки. Наконец, если Ваша мышь установлена в USB порт, то, скорее всего, беда низкой частоты обновления манипулятора на Вашу систему не расспространяется.
Дополнение: применение пиксельных шейдеров в Morrowind.
Morrowind – одна из первых игр, использующих пиксельные шейдеры. Они используются здесь для отображения водных и некотрых блестящих поверхностей. Такие спецэффекты доступны только владельцам видео-карт, поддерживающих пиксельные шейдеры (на сегодня это GeForce 3, GeForce 4 (не MX) и Radeon 8500). Пиксельные шейдеры понижают производительность Morrowind, в таких ситуациях, когда используются активно, например, при плавании в игре. Отключить и включить их использование можно в опциях игры в Windows во вкладке Pixel Shading.
Тем не менее, красота поверхности воды Morrowind, сформированной с использованием пиксельных шейдеров, не только неоспорима, но и неодназначна. С одной стороны – никогда ещё в играх не встречалась столь реалистичная и живописная вода. Затемнённые части поверхности, как и в жизни, полу-прозрачны - отражают тёмные участки мира, но в тоже время через них видно дно. Освещённые участки поверхности напротив – непрозрачны, они отражают небо. Эта поверхность постоянно находиттся в движении и реагирует на внешнее вмешательство, даже на капли дождя, деформацией. Зрелище феерическое – и тут мы подоходим ко второй стороне воды Morrowind, сформированной с использованием пиксельных шейдеров: она слишком красива. Красива и революционна в восприятии геймера настолько, что контрастирует с детальной, но всё-же более обыденной с графической точки зрения сушей. Особенно это касается таких моментов игры, когда погружаешься под воду – внезапно, дно кажется статичным и на нём сильно не хватает игры света. Таким образом, использование пиксельных шейдеров в Morrowind неоднозначно, и не стоит сильно расстраиваться, если вы не можете его себе позволить: некотрые обладатели GeForce 4, насмотревшись, предпочтут его выключить.
---------
Добавлю про GF4 MX 420. С этой картой в Морровинде происходит следующее: она начинает выкидывать фокусы, по всем признакам похожие на перегрев (мерцание отдельных пикселей, раскраска рандомных полигонов в разные цвета), хотя перегревом при этом и не пахнет. Замечено уже у двоих человек.