В Мексиканском заливе в 24 милях от побережья округа Пенсакола в торжественной обстановке был подорван и пущен ко дну списанный авианосец «Орискани». По задумке моряков этот корабль теперь должен стать аттракционом для дайверов и любителей подводной рыбалки и своего рода «затонувшим музеем». Своей акцией военные убили сразу несколько зайцев: флот наконец избавился от устаревшего авианосца, местные власти получили туристический объект, а министерство обороны избежало необходимости ломать голову над тем, как разрезать «Орискани» на металлолом. Кроме того, нет претензий и со стороны экологов: затонувший авианосец был отдраен почти до стерильной чистоты. Организаторы операции полагают, что уже через неделю на место, где на 64-метровой глубине лежит корабль, можно будет пустить первых аквалангистов.
Утилизация отслуживших свое военных кораблей -- дело исключительно хлопотное и затратное. Например, России, несмотря на финансовую подпитку западных держав, до сих пор не удается перевести на металлолом десятки списанных советских субмарин. Аналогичные проблемы возникают и на флотах более богатых стран. Против зачастую выступают и экологические организации: считается, что при демонтаже корабельного оборудования в окружающую среду неизбежно попадают опасные вещества. Так, на прошлой неделе во французский порт Брест вернулся многострадальный авианосец «Клемансо», который уже несколько лет не может найти свое последнее пристанище. На бывшем флагмане французского военного флота, списанном еще в 1997 году, осталось изрядное количество вредного для людей асбеста. Экологические требования Европы весьма строги, и поэтому верфи Старого Света не соглашаются резать «Клемансо». Недавно от авианосца отказалась даже Индия, где против утилизации набитого асбестом корабля взбунтовались не только защитники окружающей среды, но и профсоюзы кораблестроителей. В свете подобных проблем затопление «Орискани» выглядит весьма эффективным и (относительно) дешевым способом избавления от военно-морского металлолома. Весь помпезный проект затопления авианосца в общей сложности стоил Америке около 20 млн долларов.
Впрочем, для того чтобы убедить местных экологов дать добро на превращение «Орискани» в рукотворный риф, ВМФ США пришлось весьма долго объяснять общественности, что знаменитый авианосец не представляет существенной опасности для вод Мексиканского залива. Перед затоплением военные тщательно вычистили 270-метровый корабль, удалив все остатки топлива, смазочных масел, того самого асбеста, который так усложнил судьбу «Клемансо», и прочих опасных химикатов. Торг с экологами в конце концов завершился победой ВМФ, но даже после положительного вердикта затопить «Орискани» удалось не сразу: например, в 2004 году операцию пришлось отменять из-за бушевавших над заливом ураганов.
Однако для того, чтобы затопить авианосец, организаторам пришлось тщательно рассчитать взрывотехнические параметры: в конце концов, в 50-х годах прошлого века «Орискани» строили совсем не для того, чтобы он с легкостью шел на дно. К днищу корабля прикрепили 22 заряда, содержавших 226 кг взрывчатки. После их детонации авианосец накренился и постепенно стал погружаться в море. На всю операцию, за которой издали наблюдали сотни людей на небольших яхтах и лодках, ушло всего 36 минут, хотя сначала эксперты предполагали, что «Орискани» будет тонуть несколько часов.
Теперь, после удачного превращения авианосца в подводный аттракцион, у военных моряков США есть обширные планы по созданию в Мексиканском заливе кладбища старых кораблей. До сих пор подобные акции проводились только гражданскими энтузиастами. К примеру, в 2002 году был затоплен списанный военный транспортник «Шпигель Грув», но тогда за операцию платили частные лица и муниципальные власти. «Орискани» стал первым «рифовым» проектом оборонного ведомства США.