Перейти к содержимому


Фотография

Этническая антиутопия


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 hamster

hamster

    Pixelhunter

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 7 832 сообщений

Отправлено 03 Апрель 2009 - 06:44

В нашей фантастике обращения как к сказочным и былинным, так и чисто историческим мотивам, думаю, не такое уж редкое явление. Стругацкие в «Понедельнике», к примеру, использовали сказочные образы — Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. У Лукьяненко с Буркиным была книжка «Остров Русь», где две из трех частей повествовали о приключениях богатырей. Андрей Белянин выпустил целый цикл книг про «Тайный сыск царя Гороха». В двух последних случаях, ясное дело, такой антураж был наворочен с целью просто порадовать читателя: богатырь-негр, милиционер в избушке с бабой Ягой. Ничего серьезного в этих образах не было, если присмотреться, да и книги не того масштаба.

У Владимира Сорокина в его книгах «День опричника» (2006) и последовавшем сборнике миниатюр «Сахарный Кремль» (2008) возвращение в царские времена носит характер намного более серьезный, в чем-то возможно даже пророческий, хоть и совершенно гротескный. Сорокин выбрал эпоху Ивана Грозного и его опричнину, но, воссоздав в своем произведении ряд социальных институтов, весь антураж происходящего сложил на основе имитации старорусского дискурса. Сам мир ведь практически тот же, там и интернет, и мобильные телефоны, и мерседесы, и Китай с Европой, оперуполномоченные с расширенными полномочиями. Различие в первую очередь в языке и мышлении, усилении государственности и религиозности. «Власть самодержавная, вера православная», как у Булгакова в «Белой гвардии» прямо. Очень интересная политическая сатира, увлекательная и красиво написанная.

Татьяна Толстая в романе «Кысь» (2000, начало работы над книгой — 1986) пошла намного дальше. Создав среду более злую, пережившую ядерную войну, наполненную мутантами и ограниченную со всем сторон бывшую Москву, называемую раз за разом в честь очередного правителя, она выпустила упомянутый дискурс на волю вольную, опустив народ по всем направлениям. Впрочем и проблемы писательница ставит более широкие, речь идет уже не о политической сатире, а об исследовании деградации культуры в рамках конкретной нации. Этому подчинен и сам стиль написания романа, представляющий из себя поток сознания главного героя, не изобилующий богатым языком: простые предложения, элементарные сравнения, ограниченный лексикон. Лингвистический эксперимент удался, что особенно хорошо чувствуется, когда в текст вдруг врываются отрывки из литературы и современная речь, выдаваемая выжившими жителями старого мира. У Толстой в то же время получился достаточно злой ответ классическим «энциклопедиям русской жизни» (Гоголь, Толстой и пр.). Отличная книга, написанная с юмором и присущим интеллигенции фатализмом.

Наконец «Игры на Красной Площади» (1992) Виталия Бабенко — коротенький рассказ, использующий и тему опричнины, и массовых казней, маленькая повесть о «хлебе и зрелищах».

На мой взгляд, тема возвращения к царским временам — очень благодатная почва для написания серьезных сатирических произведений. Может быть есть что-то еще на эту тему? Мне очень понравилось.


#2 hasherfrog

hasherfrog

    Штатный параноик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 184 сообщений

Отправлено 03 Апрель 2009 - 07:35

Что касается Толстой, в смысле, "Кысь", там несколько неоднозначно, насчёт "ядерной войны". Концовка там довольно своеобразна, и я бы сказал, сильно изменяет смысл всего произведения.

Что же касается "ещё на эту тему", я прямо сейчас могу порекомендовать "Катали мы ваше солнце", Евгений Лукин. Довольно фоллаутичная вещь :]


#3 hamster

hamster

    Pixelhunter

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 7 832 сообщений

Отправлено 03 Апрель 2009 - 08:01

— Так вы не умерли, что ли? А?.. Или умерли?..
— А понимай как знаешь!..


Концовку можно толковать по-разному. Вот например какое было последствие у диссидента Льва Львовича? Может он левитировать мог. Понимай как знаешь. Хотя концовку принято среди критиков ругать, по-моему, волне себе интересная штука.

Что — прелесть ее ручек!
Что — жар ее перин! —
Давай, брат, отрешимся,
Давай, брат, воспарим!


QUOTE
Стоит тут славный град Сволочь на реке Сволочь, в просторечии – Сволочь-на-Сволочи, на который, сказывают, в оны годы свалилось красно солнышко, а уж всех ли непотребных сволочан оно спалило, то неведомо...

Ох ты как. Мне уже нравится.

Кстати, а что насчет именно постъядерщины — вот тут в теме про «Древнего» было мнение, что это треш-жанр и найти там что-то хорошее очень сложно.


#4 hasherfrog

hasherfrog

    Штатный параноик

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 184 сообщений

Отправлено 03 Апрель 2009 - 09:00

Постъядерщина, на мой взгляд, это исключительно антураж. Выходит, что в таком антураже всё, что ни напиши, будет трешаком? Ну вряд ли, хотя... Думаю, надо отдельную тему создать, м?


#5 hamster

hamster

    Pixelhunter

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 7 832 сообщений

Отправлено 03 Апрель 2009 - 20:11

Я бы создал, но постъядерный антураж не относится к списку мной любимых, поэтому самое серьезное, что я читал в этом направлении — та самая «Кысь».

Я, кстати, под кроватью нашел книжку рассказов Толстой «Река Оккервиль». Нет, я не забрасываю недочитанные книги под кровать, просто там архитекторы спальной ложи сделали два ящика, в которых хранятся старые книги, фотоальбомы, какие-то журналы. Жукофф, наверное, очень правильно описал жанр — беллетристика. Но очень интересная, красивая, изящная. «На золотом крыльце сидели» особенно. Жизнь идет перед глазами, течет медленно, и не замечаешь вроде как меняешься сам, как меняются окружающие — плавно, словно песок перетекает в часах. А потом вдруг понимаешь, что что-то прошло, его уже не будет, его не вернуть — оно сгорбилось, посерело и скоро отправится в метафорический морг воспоминаний. Мне кажется, Толстая очень хороший писатель. Не знаю даже, хорошо это или плохо, что она больше не пишет рассказы, учитывая соседствующий с этой темой разговор про профессиональных писателей.


#6 hamster

hamster

    Pixelhunter

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 7 832 сообщений

Отправлено 06 Апрель 2009 - 18:50

Прочитал «Катали мы ваше солнце». Очень интересная, по-настоящему, книжка, немного отдающая одновременно лубком и ироничным таким «соцреализьмом», прямо как в «Сказке о тройке» Стругацких.

Дальше спойлеры, ясен пень.

Вообще охарактеризовать идейное содержание мира берендейского — задача не такая уж простая, как на первый взгляд кажется. Хотя в целом особенно мрачности, как у тех про кого я чуть выше писал, в книге нет, даже наоборот, все тихо-мирно и по-доброму, и уж если бьют Шумка — то не насмерть, если воевать идут — то разбегутся. Какой-то густой мрак трагедии остался в глубине летов, когда одно из солнышек упало. Но это уже к разговору о том, что все эти глобальные катастрофы — самый просто способ устроить трагедию, а те кто антиутопию рисуют, они больше вопросами социальными озабочены.

И вот что интересно. У Лукина, при столь сильном культурном расслоении, верхняя страта — души из Нави — отнюдь не богатая зажравшаяся когорта вампиров, как например в «Empire V», которая водит за нос интеллектуально не богатые слои населения, но наоборот слуги народа, держащие на себе мироздание. Все это катание солнца по небосклону очень напоминает историю Сизифа, только камень побольше, да гора размером с мир.

Я недавно смотрел достаточно интересный советский фильм «9 дней одного года» про физиков-ядерщиков, где был показан какой-то советский институт. Вообще-то фильм был про жизнь и смерть, но в самом этом институте очень четко ощущался чисто советский привкус хорошего приятного учреждения, где умные трудолюбивые люди работают за идею. В НИИЧАВО все это тоже было в полном объеме, кстати. Такая картина работающей инженерствующей интеллигенции вообще встречается в советских фильмах часто. В «Солнце» такая картина вроде бы сначала противопоставляется обществу простых мужиков, в частности в отношении социальных взаимодействий, где снизу все равны, а сверху — мужики, храбры, бояре, князь, царь, такая строгая иерархия. Но потом оказывается, что и там не все в порядке. Не все мирно и дружелюбно в подземном царстве.

Сверху по-веселому мрачнее. На фоне рассуждений о непонятной русской душе, которая в драку с колом, а как надерется — все обиды забудет, показано, по сути, стадо баранов. Не знают и знать не хотят. Далеко от дома не отходили, ничего не интересует, живут как получится, думать лишний раз не станут, за них есть кому подумать, а уж что головы чужие надумают — то и примут. Убедить можно в чем угодно. Толкование событий в какую угодно сторону. Что будет надо — то и сделают.

И вот тут из всей этой шуточной доброй маленькой вселенной вылезает картинка крайне нелицеприятная. Что делать-то? Либо солнце катать, либо дерево рубить — разница лишь в том, что одни знают, другие нет. А в этой западне размером с мир все равно вместе. И работать всем одинаково. Рубить, катать — какая разница?

А книжка мне понравилась. Стилистически выдержанная, с хорошим юмором, с оригинальным миром. И с обязательным подтекстом, который вылезает даже в последней фразе. Сволочан уже не жалко никому.




Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Рейтинг@Mail.ru