Полностью согласен с Voron'ом. Компьютерные РПГ по сути своей подразумевают манчкинство. Как говорилось в статье, ссылка на которую была приведена выше, манчкин стремится к "фальшивым" игровым ценностям - экспе, бабкам и кровище, а все известные мне игровые системы имеют в основе понятие экспириенса. И как бы игрок не стремился к отыгрышу роли, без бабок (которые обеспечивают новое оружие и броню) и экспы (которая обеспечивает развитие персонажа) ему не обойтись. Поэтому такое определение манчкинизма, несмотря на его правильность, мне кажется, нецелесообразно использовать в отношении компьютерных РПГ.
Моя точка зрения близка к определению Pointer'а, приведенному в пункте 2 с той лишь разницей, что подпункты а) и б) я бы отнес к читерству, а остальные - в), г), д) и е) - к манчкинству. Обобщая, можно сказать, что читерство - это ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ошибок ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ игровой модели, а манчкинство - это использование недоработок САМОЙ ИГРОВОЙ МОДЕЛИ. Под игровой моделью я подразумеваю систему игры и правила, моделирующие ИГРОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, то есть тот мир, который придумали для нас создатели игры и который они хотели нам показать.
Не могу согласиться с мнением, что термин "манчкинство" является чисто ругательным и не несет в себе смысловой нагрузки. Кроме того, по-моему, далеко не всегда здесь замешано тщеславие "честного" игрока или желание быть "круче всех". С моей точки зрения, наряду с программными "глюками" и "багами", имеются и игровые "глюки" и "баги", например, возможность купить вещь дешевле, чем ты ее продал или возможность получить крутую броню и оружие "на халяву". Читерство и манчкинизм, по моему, это всего лишь полезное использование этих "глюков". Когда я говорю об опасности манчкинизма (об опасности читерства даже говорить не надо - она и так очевидна), мною движет отнюдь не тщеславие. Если кому-то нравится проходить игру за 5 минут "крутейшим персом" - пожалуйста - это ваше право! И критиковать или, тем более, осуждать кого-то за это я не имею права. Человек купил игру и может "пользовать" ее так, как ему угодно.
Когда я говорю о манчкинизме, я никого не осуждаю, я просто предупреждаю о его опасности. Когда встречаешься с "глюками", программными или игровыми, всегда есть желание извлечь из них пользу. Но делая это, теряешь удовольствие от игры. Игровой мир становится чуть менее реальным, превращается в некоторый бессмысленный набор цифр или характеристик персонажа. Разница в том, что программные глюки хорошо видны, лечатся с помощью патчей и используются, как правило, вполне осознанно и теми, кому этого хочется. Глюки же игровые очевидны далеко не всегда, патчами не лечатся вообще и замечаешь их только тогда, когда игра как-то вдруг становится неинтересной.
Поэтому, когда играешь в новую игру, нужно помнить, что наряду с программными глюками, существуют и игровые, использование которых черевато потерей интереса к игре. Поэтому, найдя и используя какую-то игровую фишку, по-моему, стоит спросить себя, не являются ли мои действия манчкинизмом и не злоупотребляю ли я такими действиями. Просто мне хочется получить от игры больше удовольствия и почувствовать "реальность" игрового мира.