Историю комикса расписывать можно долго и со вкусом – благо не представляет никакой проблемы вывести его истоки хоть из наскальных рисунков – но полагаю это будет лишним, тем более что меня всегда интересовали именно те произведения которые уже имеют современный, классический вид.
В своё время свою руку к произведениям жанра приложили такие небезызвестные люди как Курт Воннегут, Рэй Брэдбери, Нил Гейман – на самом деле есть не так уж много писателей которые не создавали сценарии для комиксов. Пикассо признавал что очень жалеет что так и не освоил непростое искусство комикса. Сейчас произведения жанра выставляются в Лувре, действуют десятки частных и государственных музее, существуют целые институты специализирующиеся на данном направлении искусства, есть Центр изучения графической литературы – в общем комикс признан везде, за исключением России.
Почему так? Если отбросить остаточное влияние пропаганды советской эпохи, то пожалуй дело в том что многие представители «самой читающей нации в мире» увидели в комиксе страшного врага, который немедленно превратит всё население в зомби и накорню убьёт авторитет печатного слова в России. По старой традиции в ход пошли аргументы про тупых америкосов, и «А вы попробуйте сделать комикс по мотивам «Пикника на обочине» - что лишь демонстрирует неубиваемое стремление нашей «элиты» путать тёплое с мелко мягким. Кроме того факта что комикс по «Пикнику» при наличии минимального таланта у сценариста/художника получился бы совершенно чудесным (а если на это дело подписать Фрэнка Миллера…), это все равно что предложить поставить «Матрицу» на сцене театра.
Заодно общественность на дорогой родине абсолютна лишена возможности ознакомиться с нормальными произведениями жанра – тут ситуация прямо отражает ситуацию с аниме когда по ТВ показываю всё что угодно кроме того что хотели бы увидеть ценители жанра.
Кстати меня очень насмешил один реальный диалог, причём похоже весьма часто повторяющийся, потому как его в различных вариациях приводят в разных статьях посвящённых «бытию комикса в России».
Стоят несколько студентов и листают книжку о похождениях Паренька из Пекла, камрада Hellboy,я и спорят комикс это или нет. С одной стороны комикс – картинки, «баллоны» со словами и прочие. С другой стороны твердая обложка, объём под сотню листов, черно белая графика и общее нежелание признавать что в комиксах есть что-то хорошее.
Порешили что нет, не комикс, уж больно хорошо сделан…
Влияние комиксов на мировую культуру – в особенности на кинематограф, трудно переоценить.
Серии о Флеше Гордоне современное кино обязано стилем практически всех персонажей-суперзлодеев (при всём уважении по части стильности и злобности тот же Дарт Вейдер и рядом не стоял с тамошним императором Мингу) плюс ставшие классическими инопланетные ландшафты, с комикса их пёрли все кому не лень, плюс рождение жанра кинокомикса началось именно с Флеша.
На страницах комиксов же родился Дик Трэйси и значительную часть ходов в стилистике и визуальном отображении детективных фильмов киноиндустрия позаимствовала из детективных комиксов тридцатых годов.
Одним из величайших комиксов всех времен считается «Призрак» Уилла Айснера – его именем названа так же престижнейшая премия в жанре – Айснеровская.
К сожалению в пятидесятых жанр едва не скончался – были введены жесткие цензурные ограничения под предлогом совращения подростков. А инициатором послужил выход первых номеров крайне злобного и не политкоректного комикса «Склеп ужасов», у нас известен по экранизации «Байки из склепа».
В результате шансы выжить оставались только у супергероев всех мастей.
Но наступил 1986 год Ха Ха Ха. Эпохе засилья Marvel и DC пришел конец, появилась издательство мощным пинком едва не отправившее эту святую парочку на свалку.
Имя героя Майк Ричардсон, основавший компания Dark Horse Comics. Hellboy, SinCity,
совершенно великолепный «Ронин» всё того же Фрэнка Миллера (кто не помнит – автора Города греха), сочетавшего в себе апокалипсис, футоротриллер, киберпанк и ещё чёрт знает что.
Выходит «Бэтмен: возвращение чёрного рыцаря» всё того же Миллера, четыре части признанные лучшими произведениями о Бэтмене вообще. Надо сказать что и знаменитый «Город Грехов» писался под воздействием детских впечатления Миллера от Готэм-Сити.
Добавлю что Квентин Тарантино очень многое позаимствовал из комиксов как по части эстетики, так и способов съёмки – ведь комикс неспроста часто называют «статичным кино».
Собственно любовь Квентина к комиксам общеизвестно, впрочем скорее надо будет поискать европейца, американца или японца который их бы не любил.
Но Америкой мир не ограничивается. Есть Англия со своими старинными традициями графической новеллы, великолепным «Судьёй Дрэдом» (и забудьте экранизацию, в комиксе судья редкий психопат и ублюдок, резко отрицательный персонаж, но Сталлоне отказался играть такого нестандартного «героя»)
Есть «Константин» тоже не очень хорошо экранизированный, это если мягко сказать.
Есть и прекрасные комиксы «о зомби» - собственно всплеск «зомби хорорра» в кино можно объяснить тем что люди зачитывавшиеся «Миром зомби» и его подобиями выросли и дорвались до камер…
В Европе отсутствует американский принцип конвейерного рисования, фактически всё что там выходит именной продукт.
Наиболее знаменитый автор это Жан Жиро более известный как Мёбиус. Он был дизайнером на съёмках «Дюны», «Чужого», «Трон», «Уиллоу».
На его счету множество работ, в том числе мистический вестерн «Блюберри».
Есть комиксы по такой небезызвестной игре как Silent Hill – в принципе пожалуй трудно найти кинокартину, или игру, да и книгу, на авторов которой не оказали влияние комиксы, или они сами не рисовали бы их по своему произведению. Матрица например была сначала нарисована в виде комикса, а уже потом снята. Серия новелл происходящих в мире Макса Пейна пользуется огромной популярностью, и совершенно заслуженной, история двух друзей полицейского под прикрытием всё больше разочаровывающемся в мире и всё больше переходящем на «тёмную сторону» и преступника пытающегося из этой трясины вырваться – это мощно.
Перечислять можно много – но увы, отечественному читателю, даже переборовшему инстинктивную неприязнь взять всё это богатство практически негде, наши издатели могут предложить фактически только Людей-Х, Человека-Паука, и им подобные совсем неплохие, но всё же детские комиксы. Хотя в тех частях Людей где Росомаха сталкивается с Карателем, детскость смывается в унитаз…
Ну и уже упомянутые Hellboy и SinCity. Пожалуй это всё что есть на нашем рынке.
Хуже всего что нет ничего отечественного, хотя уж нам то есть откуда черпать вдохновение.
Плюс есть ещё довольно большие библиотеки японской манги в рунете собранные энтузиастами. К сожалению библиотеки эти глючные, я например никак не могу скачать себе Noiz.
Хороших и просто отличных вещеё там очень много, честно говоря я даже теряюсь что порекомендовать. Если надо – то только скажите, напишу списочек с описаниями, а сейчас всё закругляюсь.
В меру своих невеликих знаний написал – надеюсь будет интересно, и кто то узнает новое о жанре.