Вообще по структуре игра больше всего напоминает серию Castlevania: линейное повествование в открытом мире, где довольно часто явление "backtracking'а" (возвращение в ранее пройденные локации) после обретения Бэтменом новых способностей, а значит возможности попасть в ранее недоступные места. Сюжетные возвращения к пройденным локациям, тем не менее, обставлены так, чтобы игрок обязательно получил новый опыт, пусть и в уже знакомом месте. Например, Особняк Аркхэма при повторном посещении наполняется ядовитым газом, что заставляет в корне пересмотреть методы перемещения по локации. Ещё большим стимулом к исследованию окружения являются "загадки", которые подкидывает Riddler (Джим Керри, Загадочник). Сам поиск секретов здесь превращён в своеобразную игру-в-игре, поощряющую внимательный эксплорейшн как раз то, что лично я больше всего люблю в играх.
Выглядит это всё замечательно. Unreal Engine 3, стиль готического арт-деко, свойственный Готэму, и наличие локаций вроде оранжереи навевают на ассоциации с Bioshock. Да и от атмосферы что-то есть: уровни наполнены аудиозаписями в духе "сумасшедший суперзлодей на приёме у психиатра", а в качестве противников кроме самих суперзлодеев выступают сплошь психи-уголовники в смирительных рубашках. Своеобразный и уже привычный юмор Джокера, вещающего по громкой связи на весь Аркхэм, более чем дополняет картину. Что искренне радует, так это внимание создателей к деталям. И в данном случае это далеко не пустые слова. На протяжении всей игры, например, Брюс постепенно обрастает щетиной, на его теле появляются побитости, а в его чёрном плаще дыры. Или, казалось бы, обыкновенная закрытая дверь, которая не пускает в локацию, запланированную чуть дальше по сюжету: в любой другой игре дверь бы просто не поддалась, а тут взаимодействие с ней приводит к неожиданному скриптовому ролику, непрозрачно намекающему на содержимое.
Меж тем, у меня BAA вызывает противоречивые чувства. С одной стороны качество исполнения на такой высоте, что остаётся только рукоплескать создателям. Придраться к игре очень и очень сложно. С другой... После сеанса погружения остаётся ещё одно странное ощущение. Как-будто меня водили за нос по песочнице и показывали, какие замечательные вокруг куличики и что некоторые куличики можно даже лепить самому. "Радуйся куличикам" говорят они мне! И я радуюсь. Искренне. Ведь все эти куличики мне милы и знакомы, они мне как родные. Мне привычно их лепить и этот процесс доставляет удовольствие. Единственное, в чём отличие это в логотипе Бэтмена на формочках.
Повёлся я, значит, на куличики. Ведь основная, простите, изюминка игры не в уникальности подводного города-утопи Rapture и не в самобытности игровой механики Portal, а исключительно в главном герое.
Которому, кстати, в этом году исполнилось уже 70 лет.
ЗЫ. В титрах Batman Arkham Asylum наряду с геймдизайнерами, художниками и прочими программистами указан Narrative Designer. Может быть я и упустил момент, когда эта должность стала рисоваться во первых строках "братской могилы", но здесь это словосочетание явилось мне впервые. К слову оправданно, ибо сторителлинг в новом Бэтмене тоже заслуживает.