Превед, медвед!
Во-первых, игра разрабатывается одним человеком, который явно неравнодушен к жанру. Как выяснилось, деньги на проект были успешно собраны им через Kickstarter еще в конце 2011 ($17k из запрошенных $7,5k). Судя по всему, большая часть этой суммы пошла на зарплату наемному дизайнеру, который подготовил весь арт для игры, поскольку визуальная составляющая выполнена с большим вкусом и очень профессионально. А космические медведи-самураи вообще покорили меня с первого взгляда. Но об этом ниже. Отношение к проекту также хорошо заметно на официальном сайте. Патчи выходят чуть ли не раз в три дня, пожелания игроков учитываются, автор лично отвечает на многие вопросы.
Во-вторых, я, как и многие, тяготею к походовому воплощению 4X жанра и с опаской отношусь к real-time боям. В StarDrive де-юре ходы есть они фигурируют в описании зданий, модулей и т.д., но де-факто все происходит в реальном времени у всех наций одновременно. Зафиксировать смену ходов нельзя никак кроме увеличения счетчика даты, да продвижения процесса строительства на планетах дискретность ни в чем не проявляется. Каждый подобный ход занимает 5 секунд реального времени при нормальной скорости. В любой момент игру можно поставить на паузу пробелом.
4Х в реальном времени
Как ни странно, подобный real-time режим вполне удобен. Многие рутинные действия можно автоматизировать, поэтому метаться туда-сюда по галактике, разрываясь между расквартировкой населения на домашних планетах и отдачей приказов бомбардировщикам в небе врага, не требуется. Большинство юнитов вполне в состоянии сделать все, что от них требуется, с минимальным вмешательством игрока. Например, чтобы колонизировать приглянувшуюся планету, достаточно выбрать ее и нажать кнопку Colonize. На ближайшей верфи автоматически добавится в очередь производства Colony Ship, который по завершении строительства самостоятельно полетит осваивать указанный объект. Но можно и вручную, никто не запрещает.
С другой стороны, игра в реальном времени это все-таки совсем другая игра. Пауза реально спасает. Кстати, в отличие от многих игр этого жанра, здесь практически отсутствует период затишья в самом начале игры. Взаимодействие между расами начинается довольно скоро, мешкать а-ля "сначала разовьюсь" здесь нельзя.
Ехали медведи...
Расовые отличия в основном сводятся к 20-30% бонусам/штрафам к тем или иным характеристикам: производство, наука, броня кораблей, рукопашная атака и т.д. Уникальных расовых черт нет, но возможно будут на форуме часто просят. Технологии тоже одни на всех. Зато в плане атмосферности и стиля все шикарно! Медведи-самураи Kulrathi, являющиеся отсылкой одновременно к двум фантастическим расам; раса водяных Ralyeh, поклоняющихся некоему Elder God (но мы-то знаем); кибернетические насекомые, напоминающие дизайном создания Матрицы все инопланетяне колоритны и забавны. Это как раз то, чего не хватало в Endless Space некоторой одушевленности. Диалоги ироничны и тоже по-своему подчеркивают индивидуальность каждой расы.
Впрочем, в плане стратегии и тактики разница не столь заметна. Те же Кулрати, имеющие штраф на шпионаж, запросто орудуют агентами, а раса шпионов Draylok не брезгует грубой силой.
War... War never ends
ИИ агрессивен и умен. В сочетании с расовыми перками, большая часть которых так или иначе дает военные бонусы, надеяться на мирный исход можно только в случае заблаговременно проведенной всеобъемлющей подготовки к войне. Слабых духом наглые компьютерные противники вычисляют сразу, сначала посылая издевательские дипломатические ноты, а вскоре переходя к открытому вооруженному конфликту. Воевать на три фронта? Запросто. Впрочем, подлости со стороны рас, подписавших Non-Aggression Pact, я пока не заметил, так что при удобном случае стоит заручиться подобной гарантией, пусть даже в обмен на технологию. Не факт, что согласятся, правда.
Оставлять планеты без охраны опасно: прилетят вдруг Kulrathi в голубых бэтлшипах... Вообще военная составляющая игры имеет преобладающее значение. Фактически, если на планете строить нечего нужно строить флот. Не осознав поначалу важности этого момента, первые две партии я слил подчистую. Кстати, неявный момент под вкладкой Troops прячутся космодесантники, совмещающие функции защиты своих планет и захвата чужих. Правой кнопкой их можно с карты планеты телепортировать на орбиту, а оттуда направить в гости к заклятым друзьям. Ребята самодостаточны, дополнительный транспорт не нужен, только эскорт.
Экономика должна быть экономной
Некоторая часть совокупного производства, по-умолчанию 25%, преобразуется в деньги. Типа налог. Деньги тратятся на содержание зданий и войск, а также на шпионаж. Войск, как сказано выше, нужно много, поэтому колонизировать всякое барахло не советую лучше меньше да лучше. Тем более, что биосферы, необходимые для поддержания жизни на плохих планетах обходятся очень дорого, а до терраформинга еще дожить надо. В этой связи стоит при выборе трейтов расы в начале игры взять Astronomy он показывает 20 ближайших систем без разведки. Выбрать лучшее (для этого есть удобный диалог) и отправлять колонистов.
Сразу много колонизировать, правда, тоже не стоит, т.к. новые миры изначально производят с гулькин нос, поэтому и еду и производство приходится завозить транспортами с родной планеты. Да и защита каждой колонии тоже нужна.
У космических медведей два друга: армия и флот
Компоновку кораблей можно и нужно создавать самому. Есть дизайны по-умолчанию, но они не всегда учитывают имеющиеся технологии. Редактор функционален, но мелковат. На больших разрешениях вообще ни черта не разглядеть, наверное. То же можно сказать про бои в космосе. Либо видим кто кого бьет, но не видим всей картины, либо наоборот. Привыкнуть можно, но я не привык пока. Бои идут в некотором соответствии с ньютоновской физикой: у кораблей есть инерция, например. В этой связи десяток самых простых скаутов с пулеметами может запросто уделать фрегат с более мощным вооружением. Если, конечно, пробьет защитное поле.
Ксено-математика царица всех наук
Дерево технологий не сказать что большое, но каждое открытие реально что-то меняет, как правило существенно. Открывать технологии приходится долго. Сдвигать ползунок в пользу науки значит уменьшать производство, что автоматически ведет к снижению обороноспособности (см. выше). Приходится довольствоваться тем, что есть. Каких-то особых отличий в научном смысле одной планеты от другой нет, поэтому разделять планеты на специализации (наука, производство) смысла не имеет. Значит самым умным становится тот, у кого больше планет. Или шпионов. При сильной экономике шпионаж рулит. В последней партии я наворовал у воющих со мной соседей кучу технологий, что в скором времени позволило выйти по этому параметру на первое место. Как они, кстати, их успели открыть для меня загадка. Видимо, что-то я делаю совсем неправильно.
Медвежья услуга
Несколько слов о минусах.
Интерфейс в целом удобен, но некоторые моменты не очевидны. Например то, что окна закрываются правой кнопкой мыши. Крестики в углу большинства окон автор в одном из патчей пририсовал, по просьбам трудящихся, но некоторые окна все еще можно закрыть только так. Мелкий редактор кораблей. Нельзя отдать приказ группе выбранных кораблей, помимо движения и атаки. Правда, существует механизм объединения отдельных кораблей в флот, который я пока не исследовал детально. Возможно, это как раз оно. Каждые 15 минут запускается autosave игра в это время подвисает секунд на 5. Отключить нельзя, но многие просят. Видимо будет исправлено. Наконец, в последней партии у меня случился вылет с ошибкой.
***
В целом, мне понравилось больше, чем, например, Endless Space. Хотя последний в техническом плане, наверное, более последователен, StarDrive выполнен гораздо более душевно.
Это сообщение отредактировано dimka - 14 марта 2013 | 23:14