Тема пустует, захотелось высказаться, почему она пустует напрасно. Почему эта игра является одной из самых важных за последние несколько лет. Только в отличие от восхищающихся ею в духе «в конце происходит такое, ну, сами понимаете...», я подробным образом распишу, что именно там происходит. Чем могу окончательно отбить желание играть в эту 2-3-4 часовую игру. Поверьте, это совершенно не тот случай, когда даже знание о том, что произойдет в финале, не способно испортить первого впечатления. Лучше сначала сыграйте в Brothers, а потом уж читайте все, что написано ниже.
***
Игра построена на том, что ты используешь левый стик для управления старшим братом, правый стик для управления младшим братом. Левый курок для выполнения контекстных действий старшим братом, правый курок для выполнения контекстных действий младшим братом.
Конечно же, братья отличаются между собой. Старший выполняет тяжелую работу, младший проворен. Серьезный старший брат может переключать тугие рычаги, подбрасывать повыше младшего брата. Младший забирается в недоступные места, пролезает меж стальных прутьев решетки, ну и вообще дурачится по всякому. Конечно же, бывают ситуации, когда оба брата занимаются одним и тем же, тянут-толкают тележку, крутят лебедку. Бывают и ситуации, когда младший брат пасует перед препятствием, не может переплыть реку, боится воды. Тогда старший брат садит его к себе на спину и плывет. Жмем курок младшего брата держимся, водим стиком старшего плывем.
СПОЙЛЕРЫ
СПОЙЛЕРЫ
СПОЙЛЕРЫ
Я ВАС ПРЕДУПРЕЖДАЛ
СПОЙЛЕРЫ
СПОЙЛЕРЫ
И вот, почти в самом конце этой истории старший брат погибает. «Скукота, я предсказал это, когда увидел первый трейлер/начал читать этот текст,» похвастает догадливый читатель. Только суть всей истории заключается не в этом. Важнее то, что происходит позже.
Позже младшему брату приходится похоронить тело старшего брата. Игрок идет к бездыханному телу, чтобы, нажав правый курок, ухватиться за него и поволочь к выкопанной могиле. Но он может нажать и левый курок, после чего ноги у младшего брата подкашиваются, он падает на колени, начинает рыдать, геймпад вибрирует.
Позже младшему брату приходится переплыть водоем. Игрок заходит по пояс в воду, нажимает правый курок, но оставшийся в одиночестве младший брат не плывет. Он же вроде боится плавать. Игрок нажимает левый курок, курок старшего брата. Геймпад начинает вибрировать, мы слышим голос старшего брата, младший брат с большим трудом переплывает водоем.
Еще чуть позже младшему брату нужно будет дернуть рычаг, который старший брат уже использовал в самом начале игры. Игрок подходит к рычагу, дергает его, но младшему брату не хватает сил, пока он не использует левый курок старшего брата, слыша при этом его голос...
***
Но что же на самом деле происходит во всех этих случаях? Мы точно не знаем. Дело в том, что HUD в игре минималистичен и, можно сказать, совсем отсутствует. Никто не подписывает на экране "press LT/RT to...", то есть действия при нажатиях на кнопки. Нет никаких пояснений и в меню игры. Там лишь сказано, что курки отвечают за взаимодействия с окружением: big brother interact, little brother interact. В одной сцене нажатие схватить пилу, в другой погладить котенка, в третьей бросить мяч или какой другой объект. Принципы управления нарочно максимально упрощены. Персонажи же ничего не объясняют, они, словно симы из The Sims, всю игру общаются на выдуманном языке.
Получается, мы сами наделяем совершенные под конец игры действия смыслом. Мы нажимаем на кнопку старшего брата в сцене похорон, младший брат испытывает боль утраты или чувствует вину в происходящем и не может идти. Мы нажимаем на кнопку в следующей сцене, он переплывает пруд, ему поддается рычаг... Возможно, дух старшего брата помогает ему, возможно, он сам находит в себе силы, вспоминая голоса напутствия. Моя трактовка происходящего может отличаться от вашей или даже разниться с тем смыслом, который вложили в эти действия авторы игры. И это та причина, по которой очень тяжело сказать, какие именно эмоции испытает каждый игрок, столкнувшись с происходящим. Сможет ли он осознать, что именно происходит в данный момент или нет? Испытает ли он при простом нажатии на кнопку нечто большее, чем удивление тому, как ловко авторы игры сузили/расширили управление? Удивление тому, как он все же умудрился придти к решению?
Чтобы ни почувствовал при этом игрок, вся суть игры заключается именно в этом. В созданных авторами игры условиях, в изменении этих условий. В необычном управлении двумя братьями, в лишении игрока этой возможности. В нажатии на, казалось бы, уже ненужную кнопку, в придании нового смысла этому нажатию. В осмыслении того, что именно в данный момент произошло. Что именно испытывает один из главных героев игры, каким образом один из них помогает другому. И все это сконцентрировано в коротком эмоциональном эпилоге, который точно ускользнет от вас, если смотреть прохождение игры на ютубе или даже из-за чьего-то плеча.
И в этом заключается смелость этой игры. В отличие от подавляющего большинства AAA игр, где самые важные детали сюжета подают игроку с помощью кинематографичных кат-сцен, Brothers использует для повествования взаимодействие, свойственное играм, при этом делает это в довольно свободной форме, без четких указаний сверху, без объяснения происходящего. Удивляет то, что для достижения этого игровой индустрии понадобился человек со стороны.
Режиссер авторского кино (т.е. он сам пишет сценарии к своим фильмам), явно понимавший, что эту историю невозможно было рассказать иначе, прибегнув к помощи языка кино или литературы.
Это сообщение отредактировано Ken - 2 декабря 2014 | 11:42