BAPBAP, меня просто коробит до крайности твое высокомерное отношение ко мне. Не знаю, что со мной раньше я вроде тебя как-то переваривал
Ты способен отписаться от меня тремя строчками, не приведя ни одного аргумента и сославшись на выяснение отношений в соседней теме, но при этом сохранив свой неповторимый менторский тон. Типа, если в одной теме что-то когда-то прокатило, то ты теперь можешь ссылаться на это, как на некий прецедент, и априори считать всех философов дураками.
(Вообще, откуда такая слепая уверенность в своей правоте, что дядя-автор "Марсианина" научный фантаст всего лишь априори прав, а все остальные ошибаются?)
Почему ты думаешь, что я знаю меньше тебя? Зря, что ли, в конце концов, я всю жизнь учусь самым разным вещам, пусть даже они и носят теоретический характер? Почему-то сейчас принято считать, что теория это тьфу, хрен собачий: ничего не стоит. Типа, теоретизировать любой дурак горазд. Зато практика о! Наше всё. Нравится проверять все на собственной шкуре пожалуйста. Вот только, если противоречия не разрешены на стадии теории, то любой опытный факт будет теорию одновременно и подтверждать, и опровергать. О теоретической нагруженности факта рассуждали еще эмпирики с рационалистами времен Декарта хотя бы за этим стоит учить историю философии: чтобы знать об этом.
В отношении ИИ это означает, что, даже если он пнет тебя коленом под зад, ты об этом не узнаешь. Потому что ты не знаешь, что такое ИИ. Можно, конечно, считать, что ИИ это программа, которую мы написали. Точно так же, как нейронная сеть это электронный мозг, потому что и там, и там нейроны. А почему в нейронной сети нейроны? Да потому что мы их так назвали.
Но неужели такой ответ способен хоть кого-то удовлетворить, кроме самих программистов, вышибающих деньги под свои разработки?
А всякие "вести с полей" об очередной победе ИИ над человеком неужели можно всерьез их воспринимать? Хоспади, да дайте этому истребителю полетать подольше у него кончится топливо, и он где-нибудь грохнется. Делов-то. С ним даже воевать не придется. Вот и весь ИИ, и война людей против машин.
====================================
Пришло время окончательно разобраться с "Марсианином" и "крышкой люка". Действительно, этот парадокс похож чем-то на апорию Зенона типа "Ахиллеса и черепахи". Но почему-то принято считать, что если "на практике" Ахиллес черепаху всегда догонит, то в качестве опровержения апории сгодится любая чушь, а Зенон дурак. Это не так, вообще-то. Если Уайлс доказал теорему Ферма из этого не следует, что все "ферматисты" до него были "правы". Так же и апория Зенона демонстрирует, кто как мыслит. И, я надеюсь, никому не придет в голову говорить, что если на практике астронавт сдвинул люк, то никакой проблемы здесь и нет. В данном случае самой практики нет есть только фантастика.
Во-первых, я предлагаю не нагружать задачу дополнительными сущностями, а именно всякими стульями, креслами, и т.д. Будем считать, что все, что можно было выкинуть, уже выкинуто. Осталось решить вопрос с "люком". Если так, то возможны два случая:
1) вся масса изначально была сосредоточена в люке, поэтому люк тяжелый (иначе бы не стоял вопрос о том, чтобы избавиться от него)
2) люк весит не больше, чем любой другой предмет, от которого избавились вручную.
Придется рассмотреть оба этих случая, но чуть позже.
Сейчас даже не ставится вопрос, что люк нужен для полета больше, чем любой другой предмет (потому что защищает от атмосферы, и т.д.).
Во-вторых, да, конечно, опровержение моих теоретических построений как будто лежит на поверхности: вещь может быть достаточно тяжелой для того, чтобы возникла необходимость от нее избавиться, но достаточно легкой, чтобы сделать это вручную. Легкие и тяжелые предметы не делятся однозначно на не пересекающиеся классы: это как раз те нечеткие множества, граница между которыми размыта.
На самом деле, я намеренно утрировал этот вопрос, просто чтобы обратить внимание на данное противоречие. Потому что, если тебе говорят, что какая-то вещь очень тяжелая, а после этого тут же вручную поднимают ее (легким движением плеча), то возникает чувство, что тебе морочат голову. Замечу, что если бы астронавт избавился от "люка" с помощью подъемного крана, я бы наглядно увидел, что да, действительно, эта вещь тяжелая, и у меня даже не возникло бы вопроса, а что вообще этот "люк" делает на носу корабля.
Самое удивительное, что никто из вас как будто не чувствует этого противоречия, хотя мы все смотрели один и тот же фильм. Вы все убеждаете меня, что я не прав ну, конечно, я не прав. Но ПОЧЕМУ я не прав? Предоставленные мне ответы меня не удовлетворяют.
Замечу, что подобное утрирование это, кстати, один из основных приемов решения задач по триз. Потому что очень часто бывает, что какая-то вещь одновременно и нужна, поскольку выполняет какие-то функции, и при этом мешает выполнению каких-то других функций. Так вот, такие задачи не принято решать с помощью компромиссов, т.е. например, варьируя материал, уменьшать массу люка, при этом сохраняя его защитные свойства. Обычно, вещь либо оставляется целиком и полностью, либо полностью выбрасывается. А негативные эффекты от ее отсутствия/присутствия устраняются другими методами.
Вот и я попробую рассуждать так же. Начну со второго случая.
2)Люк весит столько же, сколько и любой другой предмет.
В этом случае, последовательно выбрасывая стулья, шкафы и т.д., не понятно, почему я должен остановиться перед люком. Я его выброшу так же, как и все остальное. Но тогда вся интрига теряет свой смысл: астронавту люк был нужен, поскольку защищал его от атмосферы. Доводя этот вопрос до крайности, можно сказать, что люк не весил ничего. Но тогда его нужно было оставить, как необходимую вещь.
Кстати, замечу, что возможность оставить люк можно доказать чисто математически. Ну положим, что люк весил 1/10 всей носовой части, т.е. 40 кг. Тогда его легко сдвинуть руками даже на Земле. При этом в процентном отношении от веса корабля его вес составляет 40/7300*100=0,54%, т.е. полпроцента. Поскольку расчетное расстояние вычисляется с помощью непрерывных функций (а иначе и быть не может, поскольку только матан и используется для таких физических расчетов), то небольшое изменение аргумента приводит к небольшому изменению функции. Если функция еще и дифференцируемая, то для небольших изменений аргумента она вообще может быть заменена своим дифференциалом. Таким образом, изменение функции может быть получено как изменение аргумента, умноженное на некоторый коэффициент. Предполагаю, что этот коэффициент невелик и считаю, что, оставляя люк, я сокращаю свое "подлетное" расстояние на полпроцента. А полпроцента можно считать погрешностью вычисления. Такие вещи мне кажутся интуитивно ясными.
Поэтому, чтобы сохранить интригу, я просто обязан считать люк достаточно тяжелым, чтобы астронавт встал перед дилеммой. Поэтому я перехожу к пункту 1:
1)Люк весит 400 кг, а вся остальная носовая часть не весит ничего.
В этом случае уже встает вопрос, каким образом он его сдвинул. Тут мне говорят, что на Марсе все весит легче, чем на Земле, поэтому и люк становится подъемным. Но разве не возникает тут же вопрос: если на Марсе тяжелое становится легким, тогда зачем от легкого надо избавляться?
Положим, что на Марсе все в 10 раз легче, чем на Земле. Тогда люк в 400 кг весит 40 кг, и я могу поднять его одной рукой. Но тогда каким образом он может помешать моему взлету?
Вот тут-то и надо вспомнить о формуле Циолковского (или какой-то ее модификации для данного бестопливного корабля). Расчетная набранная скорость зависит от массы корабля до и после старта, а не от его ВЕСА!! Вот эту разницу переводчики и замазали своим переводом. Переходя к крайностям, можно предположить, что на Марсе предметы не весят вообще ничего (если масса Марса равна нулю, и соответственно закон всемирного тяготения не действует). Но даже на Земле, толкая рукой теплоход, можно в конце концов его сдвинуть по закону F=ma. Пусть масса теплохода очень большая, поэтому ускорение будет очень маленьким. Но поскольку трения нет, теплоход почти никак не сопротивляется силе руки, то рано или поздно он сдвинется.
Вот такой ответ уже можно считать удовлетворительным: он объясняет, почему нужно избавляться от легких (имеющих малый вес), но при этом массивных (имеющих большую массу) предметов.