"Счастье, подумал он, это знать, что у тебя есть травка."
"Голос из публики: - Мы им устроим! Другой голос: - Изловим коммунистов! Бурные аплодисменты. Роберт Арктор молчал. Смотрел на них, на этих добропорядочных, и думал: "Препарат С не может выжечь им мозги. У них просто нет мозгов".
"Да, подумал он, вот почему ты сбегаешь и садишься на дозу... сдаешься...- из отвращения."
" - И другая причина, - сказал Чарлз Фрек.- У меня кончается запас, и я не в силах это выдержать - постоянно сидишь на нуле и не знаешь, достанешь еще или нет.
- Ну, если на то пошло, мы не можем быть уверены, что доживем до завтрашнего дня."
"Иногда мне хочется сойти с ума. Но я позабыл как."
"Превращение вызывалось необходимостью беречь чувства. Пожарные, врачи и гробовщики вели себя так же. Невозможно каждую секунду восклицать и рыдать - сперва изведешь себя, а потом всех окружающих. У человека есть предел сил."
" - Зачем тебе глушитель? - спросил Лакмен, держась в стороне.Глушители ведь запрещены.
- В условиях нашего вырождающегося общества и бесправия личности каждый стоящий человек должен быть постоянно вооружен, - мрачно заявил Баррис.- Для самообороны."
"А ведь было время, когда он жил не так. Не надо было прятать под подушкой револьвер, и лунатик не стрелял ночью во дворе бог знает с какой целью: а другой псих (может быть, и тот же самый) не ломал невероятно дорогой цефаскоп, который всем приносил радость... В те дни жизнь Роберта Арктора текла иначе: у него была жена, как все жены, две маленькие дочурки, приличный дом... Но однажды, вытаскивая из-под раковины электропечь, Арктор ударился головой об угол кухонной полки. И совершенно неожиданно прозрел. Внезапно он осознал, что ненавидит не полку - он ненавидит жену, дочерей, задний дворик с газонокосилкой, гараж, центральное отопление, все и всех в своем собственном доме. Он захотел уйти, он захотел развода. И получил, что хотел. И вступил постепенно в новую жизнь, где всего этого не было.
Возможно, ему следовало сожалеть о своем решении. Но сожаления он не испытывал. Та жизнь была слишком скучна; слишком предсказуема, слишком безопасна. Все элементы, ее составляющие, находились прямо перед глазами, и ничего неожиданного случиться не могло. Словно пластиковая лодка, которая будет держаться на плаву вечно, пока наконец не затонет ко всеобщему облегчению."
"Самое смешное в собачьем дерьме, думал он, что на нем можно поскользнуться. Забавное собачье дерьмо."
"Баррис достал коробочку с таблетками, взял пару сам, угостил Лакмена, затем протянул ее Арктору.
- Может, это нас и доканывает, - раздраженно бросил Арктор.- Мутит мозги.
- Травка не может испортить карбюратор."
"Виновные порой бегут, даже если их не преследуют, думал Арктор, осторожно ведя машину в густом потоке транспорта. И уж, безусловно, бегут, если чувствуют за собой погоню. Бегут со всех ног и при этом не забывают о самообороне... Вот так сидит один сзади, со своим дерьмовым немецким пистолетом двадцать второго калибра и со своим дерьмовым смехотворным глушителем, а потом возьмет и пустит мне пулю в затылок. И я буду мертв - как Бобби Кеннеди, которого убили из оружия того же калибра... Слабое утешение."
" - Ты должен был предупредить меня, - сказал Арктор. - А если они залезут через окно? - предположил Лакмен.- Или через черный ход?
- Чтобы воспользовались самым простым путем, а не другими, менее вероятными путями, - охотно разъяснил Баррис, - я предусмотрительно оставил дверь незапертой.
Наступило молчание. Потом Лакмен захихикал. - А как они догадаются, что дверь незаперта? - спросил Арктор. - Я оставил записку. - Ты меня разыгрываешь! - Да, - услужливо согласился Баррис. - Ты в самом деле разыгрываешь нас? - потребовал Лакмен.- Тебя фиг разберешь. Он разыгрывает нас, Боб?
- Вернемся - увидим, - отозвался Боб.- Если дверь незаперта и на ней висит записка, значит, это не розыгрыш."
"Одна из наиболее эффективных форм промышленного или военного саботажа - это ограничиться нанесением таких повреждений, которые трудно с определенностью назвать умышленными. Если в автомобиле установлена бомба, то налицо действие врага. Но если происходит случайность или серия случайностей, если оборудование просто отказывается работать, если оно выходит из строя постепенно за какой-то естественный период времени с множеством маленьких неисправностей и поломок, тогда жертве, будь то частное лицо или государство, даже не приходит мысль о защите."
"Подобно моей жене, вспомнил Арктор. Он тогда работал инспектором страховой компании. Она бесилась, что он засиживается допоздна, составляя отчеты, вместо того чтобы трепетать от восторга при виде жены. К концу их совместной жизни она взяла на вооружение многие трюки и хитрости.
Она могла обжечь руку, прикуривая сигарету, запорошить себе чемнибудь глаза или без конца искать что-то возле его пишущей машинки. Сперва он нехотя откладывал работу и покорно предавался восторженному трепету; потом ударился головой о кухонную полку и нашел лучшее решение."
"ЕСЛИ Б Я ЗНАЛА, ЧТО ОНО БЕЗОБИДНОЕ, Я БЫ УБИЛА ЕГО САМА."
" - Может быть, все грехи держат в одной большой бочке для соленья.Арктор с ненавистью взглянул на антисемита Барриса.- В бочке для кошерного соленья. А потом просто выворачивают ее на тебя, и ты стоишь, обтекая грехами. Своими собственными, ну и небось примешается парочка чужих, попавших по ошибке."
"Что видит камера, спросил он себя. Проникает взглядом в голову? В сердце? Инфракрасная камера, последняя новинка, видит меня - нас - ясно? Надеюсь, ей видно все, потому что я сам не могу больше в себя заглянуть. Я вижу одну муть. Муть снаружи, муть внутри. Ради нас всех - пусть у камер получится лучше. Потому что если и для камер мутно, тогда мы все прокляты, трижды прокляты, зная так мало и не понимая даже этой смехотворной малости."
"Главное - запланировать, как обставить смерть, какие иметь при себе вещи. Чтобы археологи, которые найдут их позже, смогли определить, к какой социальной прослойке ты принадлежал. И где в этот момент находилась твоя голова.
На отбор вещей Фрек потратил несколько дней - гораздо больше, чем понадобилось, чтобы прийти к решению покончить с собой. Его найдут лежащим в постели с книгой Айан Ренд "Источник" (доказательство того, что он был непонятым гением, отверженным толпой и в некотором роде убитым ее презрением) и с незаконченным письмом, протестующим против взвинчивания цен на газ. Таким образом, он обвинит систему и достигнет своей смертью чего-то еще, помимо того, чего достигает сама смерть."
"Таблетки содержали вовсе не барбитураты, а какой-то психоделик, новинку, таким он еще не закидывался. Вместо того, чтобы медленно умереть от удушья, Чарлз Фрек начал галлюцинировать. Что ж, философски подумал он, вот так у меня всю жизнь. Вечно накалывают."
" - Ты знаешь какие-нибудь сказки? - спросила Тельма. - Я знаю историю про волка, - сказал Брюс. - Про волка и бабушку? - Нет. Про черно-белого волка, который жил на дереве и прыгал на фермерскую скотинку. Однажды фермер собрал всех своих сыновей и всех друзей своих сыновей, и они встали вокруг дерева и принялись ждать, когда волк спрыгнет.
Наконец волк спрыгнул на какую-то паршивую коричневую тварь, и тогда они все разом его пристрелили.
- Ну, - расстроилась Тельма, - это грустная история. - Но шкуру сохранили, - продолжал Брюс.- Черно-белого волка освежевали и выставили его прекрасную шкуру на всеобщее обозрение, чтобы все могли подивиться, какой он был большой и сильный. И последующие поколения много говорили о нем, слагали легенды о его величии и отваге и оплакивали его кончину.
- Зачем же тогда стрелять? - У них не было другого выхода. - Ты знаешь веселые истории? - Нет, - ответил Брюс.- Это единственная история, которую я знаю. Он замолчал, вспоминая, как волк радовался своим изящным прыжкам, какое удовольствие испытывал от своего мощного тела. И теперь этого тела нет, с ним покончили.
Ради каких-то жалких тварей, все равно предназначенных на съедение. Ради неизящных, которые никогда не прыгали, никогда не гордились своей статью. Но, с другой стороны, они остались жить, а черно-белый волк не жаловался. Он ничего не сказал, даже когда в него стреляли; его зубы были на горле у добычи. Он погиб впустую. Но иначе не мог. Это был его образ жизни. Единственный, который он знал. И его убили."
Филипп К. Дик, "Помутнение".