Где-нибудь замечали? Первый пример, который приходит на ум - убрали в Doom 3 реальный просчет теней, и игра превратилась из мрачной страшилки в обычный шутер. Изменили настройки освещенности в F.E.A.R. и игра напоминает детский утренник. К слову, я именно так и играл в сабж. Вернули настройки обратно и перед вами просто "черная дыра" (кромешная тьма) с Вином Дизелем. Не скажу, что становится страшнее, но уже видно, что противник серьезно читерит - кристально ясно видит в темноте, зараза. И это в игре, претендующей на титул - самый продвинутый искусственный интеллект противника. Убрали в МОР Утопия отрисовку травы и утомительный для глаз поиск целебных трав в степи уже не вызывает особых трудностей.
Еще понятно, когда в NFS 3,4 меняешь проекционный свет от фар (пятно на асфальте) на вертексный (стена света) и из-за увеличения площади освещенности дороги твоя реакция также увеличивается. Или когда в NFS Underground-ах убираешь нитро-смазывание сам, или его не держит железо, и всюду становишься успешнее. Но, когда в NFS Most Wanted включаешь детализацию трассы на максимум, и на дороге начинают мешаться всевозможные конусы, столбики, ограждение и т.д. даже самая простая погоня из-за потери скорости при наезде на эти артефакты перестает быть такой "лекгой". На собственной шкуре испытываешь затруднения форумчан в теме о Most Wanted по поводу случайных факторов.
В итоге, получается, что на разных машинах, с разными настройками графики люди играют в совсем разные с точки зрения баланса игры. А потом еще и спорят о них в тех категориях, в которых графика имеет неоспоримое влияние на впечатление игрока. Например, в Most Wanted речь идет о легкости игры.
Не лучше ли было разработчикам убрать возможность изменения критичных настроек графики? Да, это слегка увеличит требование игры к железу. Но зачем позволять потребителю играть в иную игру?
P.S: появление в скорой продаже очередных ускорителей - ускорителей физики только усилит эту разницу. Хотя сейчас и обещают, что с включением физ.ускорителя изменения будут носить только количественный характер (кол-во одновременно движущихся объектов, разлетающихся обломков, точность расчетов), смутно верится, что на геймплей все это не повлияет : (