Не знаю, как такое получилось, но почему-то вместо красочного смачного боевика на экраны попала картина мрачная и по-настоящему философская, с неоднозначными решениями поставленных вопросов, которые впрочем только такие решения и имеют, если вы не ханжа, конечно. Кого за это винить я даже и не знаю, скорее всего автора комикса, но Зак Снайдер тоже дел натворил: сумел снять картину безупречно стильную, красивую и захватывающую, несмотря на явную растянутость по времени. Этого времени хватает как раз на то, чтобы прочувствовать каждый момент, не упустив ничего из виду.
На меня всегда производили сильное впечатление произведения, в своем течении застающие конец какой-то эпохи, будь то «Вишневый сад», «Последний день Помпеи» или, упаси вас квантовая неопределенность читать такие вещи, даже «Сон Тёмы Лебедева», закрывающий эпоху рыковских 90-х в рунете. Когда раскаленной лавой покрывается целая эпоха, смотреть на это невероятно тяжело. Эпохи двигаются по синусоиде, сменяя одна другую, и каждый раз видя памятники прошедших лет понимаешь, что прошлого не вернуть. А ведь где-то там, наверное, было счастье, ведь вспоминают старые добрые времена с упорной ностальгией. Хранители в масках, совершающие свой возможно последний прыжок, оказались по ту сторону своей счастливой эпохи. Мрачный Роршах, не терпящий компромиссов, туда же записывает и все Америку, скатившуюся в чудовищную грязь. Упадок как стиль фильма, декаданс как его настроение — вот что удалось столь замечательно передать создателям картины. Разложение погибшей эпохи придает фильму угнетающий запах, запах отличного нуара. Мрак, центром которого является Роршах, один из трех краеугольных персонажей
Плечом к плечу со злым Роршахом стоит Комедиант. Стоя на закате империи, как древний киник, он выбирает путь, соответствующий грязной стороне человечества. Я затрудняюсь сказать, чего в этом персонаже больше — стремления разоблачить традиционных супергероев, порвав шаблон спасителя обиженных, кривого зеркала озлобленного человечества или же просто яркой жестокой зарисовки грубого не считающегося ни с чем образа жизни. Как бы то ни было, являясь персонажем едва ли не эпизодическим, Комедиант остается самой яркой персоной фильма. Ну в конце концов не трансцендентного Доктора и не мрачного Роршаха же называть яркими. Сделав образ Комедианта чрезмерно жестоким и циничным, создатели фильма оставили след его отношения к жизни практически на всей остальной картине.
Что касается Манхетена, то этот персонаж просто великолепен. Не тем что он светится голубым цветом, а совершенно нетипичным отношением к жизни, отстраненностью от мира, смесью человечности и совершенно нечеловеческого взгляда на мир. Живое олицетворение релятивизма, он смотрит на все со стороны и призывает так же взглянуть на это зрителя. В высшей степени философский персонаж.
В этой компании, к которой добавляются менее запоминающиеся, но даже более по сюжету важные персонажи, решаются вопросы старые и серьезные, может быть даже вечные. Некоторые из них можно найти в учебнике по философии, другие относятся исключительно к определенной культуре. В любом случае пищи для ума тут куда больше, чем для глаз. Это, конечно, не означает что посмотреть там не на что. И отвращающие кровавые сцены, и красиво поставленные драки, и все остальные спецэффекты. И еще хорошая музыка.
Настоятельно рекомендую. Отличный фильм.