Перейти к содержимому


Фотография

Корпорации против людей


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 27

#1 hamster

hamster

    Pixelhunter

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 7 832 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2009 - 08:35

Недавно мы сообщали, что Брайан Менз решил заняться продажей свои работ — рисунков Vault Boy'ев, которые он делал для Black Isle во время разработки Fallout 2. С определенной точки зрения это означает, что исчезает отчуждение между автором и его работой, теперь они связаны не косвенно, через упоминание художника где-то в конце списка Credits, а напрямую, что ликвидирует обезличенность процесса создания некоторого продукта.

Но корпоративная среда, стремящаяся к максимальному отчуждению, таких пощечин терпеть не собирается. На этот раз её агентом выступила горячо любимая нами компания Bethesda, которая на протяжении нескольких лет уже руководствуется принципом «души прекрасные порывы». Вот что написал Брайан: Простите, но мне сообщили, что у меня нет права продавать изображения и придется закрыть аукцион. Извините за возможные неудобства.

В принципе, все совершенно правильно. Брайан — всего лишь наемный работник, к тому же давно получивший свою заработную плату за эти изображения. Но неприятный осадок все равно остается. Прощай, BIS! Кажется, на этот раз киберпанк проиграл.


#2 Mosey

Mosey

    Бобрый самаритянин

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 703 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2009 - 15:19

У меня такое ощущение, что за бугром живут или недалекие, или очень жадноватые люди.

Ты выполнил работу, получил за нее деньги, а теперь и еще раз хочешь нажиться. Молодца, нечего сказать...

Наверное, он сильно удивился, что у него нет прав продавать эти рисунки. :)

Представим ситуацию в которой, некто работающий, например, в банке разрабатывает по указанию своего руководства програмный комплекс защиты корпоративной информации, а потом после своего увольнения начинает его пытаться продать на сторону.

У меня вопрос. Как к этому отнесется руководство банка? А как отнесутся к этому жулики, которые непрочь воспользоваться этой информацией?..
А как к этому отнесется суд?

QUOTE
Кажется, на этот раз киберпанк проиграл.

Киберпанк проиграл, потому что жуликоватому господину не дали продать то, что ему не принадлежит? Я не согласен.
Хотя, если под словом "киберпанк" вы понимаете кражу чужой интелектуальной собственности, то тогда, да — киберпанк проиграл.



#3 Arschmann

Arschmann

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 777 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2009 - 15:40

Mosey, не передергивайте.

В наличии: пара листов бумаги с неоконченным рисунком карандашом. Это представляет интерес только для коллекционеров. Для чокнутых фоллаутеров. Да и цена вовсе не миллионы долларов.
Бетесда могла просто чисто по человечески забить на это.


#4 Jack Hammer

Jack Hammer

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 198 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2009 - 17:42

Да, Беседка свирепствует и мордует всех и каждого, кто положил глаз на *их* торговую марку....

Интерплей плюётся кровью, теперь вот парню, который создал один из символов Фоллаута, запретили продовать рисунки из своего архива...

Всё это очень печально, Фоллаут похоже загибается: про New Vegas новостей никаких не слышно,FO от Интерплей, скорее всего не будет Fallout 3 нельзя назвать идеальным продолжением(его вообще трудно назвать продолжением),
Tactics 2 мы не увидим...

Всё это очень огорчает...

Как бы нас Беседка не прикрыла...

Это сообщение отредактировано Jack Hammer - 15 ноября 2009 | 17:42


#5 Mosey

Mosey

    Бобрый самаритянин

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 703 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2009 - 17:46

QUOTE
Mosey, не передергивайте.

А я и не передергиваю.

Насколько я понимаю, данный чел даже и не спрашивал ни у кого разрешения на продажу чужой интелектуальной собственности, поскольку он и сам понимал, что это незаконно и ему скажут — нет.

Есть законодательство, есть практика применения закона. Если делать разного рода поблажки и отступления то там, то тут, то законы вообще перестанут действовать.

Если бы он спросил разрешения у Беседки, а товарисчи в чей компетенции был данный вопрос ответили бы по человечески согласием, то тут было бы все нормально. Вот это было бы по человечески. Типа: "-Джон, можно я продам твой старый минивен? Ведь он тебе все-одно уже не нужен... -Да, Райан, продай." Но, чел ни у кого ничего не спросил... То есть он начал продавать минивен Джона даже не спросив его об этом.

QUOTE
Да, Беседка свирепствует и мордует всех и каждого, кто положил глаз на *их* торговую марку....

А почему "их" вы указываете в кавычках?.. Fallout  — это торговая марка, бренд принадлежащий Беседка. Им его честно продали они честно купили. Если вы покупаете машину у соседа, то после передачи денег и регистрации ее в ГИБДД она чья? Ваша или соседа? Вот то-то и оно.



#6 Jack Hammer

Jack Hammer

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 198 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2009 - 17:49

Давайте тогда запретим продовать на аукционах картины художников времён Возрождения, ведь у них разрешения никто не спросил!


#7 Mosey

Mosey

    Бобрый самаритянин

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 703 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2009 - 17:53

QUOTE
Давайте тогда запретим продовать на аукционах картины художников времён Возрождения, ведь у них разрешения никто не спросил!

Художники эпохи Возрождения создавали свои произведения не для того, чтобы сидеть и на них любоваться, а на продажу или по заказу покупателя.

Художник нарисовал портрет, продал и передал его покупателю, и там уж покупатель в своем праве распоряжаться картиной.

Закон есть закон.

"По-человечески" — это вообще не термин регулирующий отношения коммерческих организаций, тем более если речь идет о 1,5 млн. долларов уплаченных за популярный игровой бренд. Цель любой коммерческой организации — максимальное извлечение прибыли за счет максимального удовлетворения потребностей покупателя.

Это в песочнице можно сидеть и рассуждать о том, человечно или не человечно то, что мальчик из соседнего двора отобрал у тебя лопатку...



#8 Vault_13

Vault_13

    Непробиваемый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 282 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2009 - 18:01

Вообще, честно говоря, у меня ещё с самого начала возник вопрос "А это легально?". Но я сперва подумал, что речь идёт о концептах Фолла 3 :D. Так что чисто теоретически чувак действительно не имел прав этого делать. Но это значит, что мне тоже уже ничего не достанется :(.


#9 hamster

hamster

    Pixelhunter

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 7 832 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2009 - 18:58

Mosey, я не уверен, что ты в полной мере понимаешь, о чем вообще идет речь, поскольку вот этот вопрос:
QUOTE
Хотя, если под словом "киберпанк" вы понимаете кражу чужой интелектуальной собственности, то тогда, да — киберпанк проиграл.

— вызвал у меня некоторое недоумение.

Это было во-первых. А во-вторых, вся твоя аргументация уже достаточно лаконично изложена в тексте самой новости:
QUOTE
Брайан — всего лишь наемный работник, к тому же давно получивший свою заработную плату за эти изображения.

Тут как бы отражен как факт отсутствия у него (наемного работника) каких-либо прав на данную сделку, так и факт уже осуществленной оплаты этой работы. Попытки доказывать то, с чем никто не спорит, редко приводят к позитивному результату.

В то же время проблему мы видим одинаково, что уже хорошо:
QUOTE
"По-человечески" — это вообще не термин регулирующий отношения коммерческих организаций

Просто многие люди не видят связи между подавлением личности и общей деградацией общества, в том числе культуры. Надеюсь, ты не будешь так же яро осуждать защитников экологии, которые ругаются на загрязняющие окружающую среду заводы, если деятельность этих заводов допускается законом. И не надо думать, что тут нет связи.


#10 Morte

Morte

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 601 сообщений

Отправлено 15 Ноябрь 2009 - 22:20

Возникает резонный вопрос — а почему бы ему не нарисовать новых пупсов и их не продавать? Это будет уже его собственный труд, который он точно так же может продавать за неплохие баксы на аукционе :)


#11 Vault_13

Vault_13

    Непробиваемый

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 282 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2009 - 00:19

Да, но они не будут иметь такой ценности.


#12 Wozrogdenec

Wozrogdenec

    Defendor of the Wastes

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 3 198 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2009 - 01:50

Сколько шуму из-за ничего. Никогда не понимал этих тем.
Посмотрел скриншоты, скопипастил себе на комп в архив — и так сойдёт!
Зачем деньги на это тратить? Пусть он тоже их хранит у себя — оригиналы.

QUOTE
Да, но они не будут иметь такой ценности.
Ценность их в том (для меня) что я их увидел — узнал об этом. Долгими зимними вечерами на пенсии, ковыряясь на компе в папках с картинками посмотрю на них и вспомню откуда это и к чему. И это — в заглавном посте — о том, почему лица Боев не прорисованы. Достаточно. :)

Это сообщение отредактировано Wozrogdenec - 16 ноября 2009 | 01:53


#13 N A

N A

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 280 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2009 - 04:13

Парня жаль конечнно, ваулт и пип бои то, его творение (те котокые он рисовал) , а тут всё отобрали, эх прикатились.
Ну а "борцам за интелектуальную собственность" скажу одно, если следовать логике, информация не может быть чей-то собственностью, так как она не материальна.Ну а если по закону ниодин человек не имеет права пользоваться информацией (вообще ни говорить ни мыслить), т.к. язык на котором он изъясняется ему не принадлежит, надо выдумывать свой :).
А вообще ничего смешного в этом нет, наши жизни нам уже не принадлежат, а тут скоро и мысли станут чужими.Эх, глупость и жадность овладевает людьми.

Это сообщение отредактировано N A - 16 ноября 2009 | 04:39


#14 Pretor

Pretor

    Windmill Attorney

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 570 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2009 - 06:28

N A писал:
QUOTE
Ну а "борцам за интелектуальную собственность" скажу одно, если следовать логике, информация не может быть чей-то собственностью, так как она не материальна.Ну а если по закону ниодин человек не имеет права пользоваться информацией (вообще ни говорить ни мыслить), т.к. язык на котором он изъясняется ему не принадлежит, надо выдумывать свой :).

Следовать логике у вас не получилось. Нормы, регулирующие отношения, касающиеся интеллектуальной собственности, подразумевают защиту владельца от незаконного ее коммерческого использования, говоря проще, извлечения прибыли без согласия владельца. При чем здесь "бытовое" использование, русский язык и прочее. Кстати, на русский язык прав нет ни у кого, даже у государства, а право пользования родным языком закреплено в ст. 26 Конституции РФ.
Про "нематериальность" информации вообще рассуждать негоже тому, кто хоть раз в жизни покупал электронные деньги, например, пополнял свой счет на мобильнике.
Вся интеллектуальная собственность, созданная работником в рамках трудового договора, принадлежит работодателю. Его, "работника", для того и нанимали, чтобы он за плату создавал интеллектуальную собственность. Причем, создавая ее, работник использует ресурсы компании, а также интеллектуальную собственность других работников.
Jack Hammer писал:
QUOTE
Давайте тогда запретим продовать на аукционах картины художников времён Возрождения, ведь у них разрешения никто не спросил!

будьте уверены, спросили, и они согласились, за деньги, конечно. А если нет — за давностью авторские права на произведения искусства переходят в достояние общественности. Например, произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова и других классиков используются невозбранно. Такие дела.


#15 hamster

hamster

    Pixelhunter

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 7 832 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2009 - 06:50

Pretor
QUOTE (Иоганн Вольфганг Гёте — «Фауст» (пер. Бориса Пастернака))
Студент

Законоведом мне не стать.

Мефистофель

Вот поприще всех бесполезней.
Тут крючкотворам лишь лафа.
Седого кодекса графа,
Как груз наследственной болезни.
Иной закон из рода в род
От деда переходит к внуку.
Он благом был, но в свой черед
Стал из благодеянья мукой.
Вся суть в естественных правах.
А их и втаптывают в прах.

Давайте мы все-таки поговорим про человека, а не про законы. О том, что в какой-то момент недостаток отдачи начинает уничтожать творческий потенциал.

Wozrogdenec, я с тобой не могу не согласиться, конечно, поскольку ценность всего этого вижу ровно в том, что могу написать новость на сайт fal.ru. Но надо иногда вспоминать, что стремление защищать достаточность эрзаца обычно является психологическим барьером, защищающим чувство собственного достоинства. Однако же с определенного момента этой привычкой человек может перейти границу вынужденного самоограничения и начать довольствоваться малым даже тогда, когда у него появляется возможность жить нормально, наверное в силу привычки, комфортности такого состояния. Выражение жить по средствам обычно предполагает изменение потребления под конкретный доход.

Я думаю, не надо объяснять, что мировосприятие людей из разных классов различается. Я, например, регулярно читая книги с экрана телефона, все равно, когда появляются дополнительные деньги, трачу их на бумажные издания. Зачем? А вот приятно. Правда, редко получается.


#16 Pretor

Pretor

    Windmill Attorney

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 570 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2009 - 07:44

Хорошо, поговорим "о душе", верней, об этической стороне проблемы.
Вопреки расхожему мнению, любая норма закона всегда имеет этическую сторону, в первую очередь, регулирует определенный пласт общественных отношений, всегда затрагивающих, в частности, чьи-то права. В доктрину вдаваться не будем. Если кому интересно — учебники по теории права гуглятся (ну, или, если быть конченными педантами,покупаются в книжном).
Что мы имеем в данном частном случае? Мой подзащитный, господа присяжные заседатели, некогда приобщился к акту творения. Сделал он это, как я уже ранее упоминал, в коллективе единомышленников, совместное творчество которых до сих пор продолжает взрывать мозг большому количеству людей. Согласитесь, сами по себе его "наброски карандашом на бумаге" не имели бы такой ценности, если бы не заслуги коллектива сотоварищей, создавших "тот самый Fallout".
Идем дальше. Долгие годы после всем нам известных событий (выход Fallout, его коммерческий провал, приобретение статуса культовой игры, и, наконец, всеобщее забвение) у моего подзащитного не возникало соблазна выставить свои произведения на аукцион. Возможно, это было продиктовано его приверженностью своим творческим принципам, а может быть, просто осознанием того, что никому не будет интересно покупать с молотка недоработанные арты забытой всеми игры.
Но потом пришла эта ваша Bethesda и все испортила. Она развернула активную рекламную компанию и создала, а также выпустила в народ какую-то игру, благодаря чему, у франшизы "Fallout" появилась весьма обширная целевая аудитория. Как это бывает в случае более-менее коммерчески успешного проекта, "на ура" стал продаваться любой хлам с заветной символикой. И тут мой подзащитный внезапно ощутил потребность донести до общественности результаты своих творческих терзаний. Что им двигало в тот момент? Желание лишний раз порадовать фанатов и коллекционеров (за сколько не жалко), скажете вы? И я с вами соглашусь. Отчасти. А отчасти, рискую предположить, моим подзащитным двигало невинное желание поиметь немалый профит на не им профинансированной истерии вокруг Fallout.
Вы скажете, в чем он неправ, исходя из соображений морали? Сформулирую кратко: такие расклады обычно характеризуются, как желание погреть руки у чужого огня. С минимальными со своей стороны затратами.
Лично вам, hamster, я имею сказать одну вещь: творчество и презренные деньги, чисто с этической точки зрения, как доказывает историческая практика, не обязательно взаимосвязаны, а бывает, и вообще наоборот. Вспомните Булгакова и Достоевского. Если бы они не испытывали материальных лишений, вполне возможно, не было бы у нас в достоянии общественности, их гениальных (как могие считают) произведений.

Это сообщение отредактировано Pretor - 16 ноября 2009 | 07:48


#17 hamster

hamster

    Pixelhunter

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 7 832 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2009 - 08:47

Я не совсем понимаю, почему все переводят разговор на деньги? Какие-то художники эпохи Возрождения (ХЭВ), какие-то великие русские писатели (ВРП). К чему это? Почему любой разговор про творчество скатывается к одному и тому же: «Можно ли творить за деньги?» Ведь речь совершенно не о том в данном случае. Рукописи не горят, да?

— Скажите, вы любите деньги?
— О, да! Я очень люблю деньги! На них можно купить свободное время, чтобы писать...

Из интервью Мураками Харуки журналу «Нью-Йоркер», 1995.

Давайте мы на этом про деньги и искусство закончим, ок? Если угодно — Гоголя и Мураками можно обсудить отдельно, благо оба отличные писатели.

---

Я не защищаю Брайана с точки зрения юриспруденции, будь она конформистской (то бишь с пониманием целей норм) или ритуалистической (без оного). (Тут конформизм, уточню, понимается не как слепое подчинение, а с точностью наоборот. По парадигме Мертона.) Он явно нарушил свои обязанности по отношению к обладателю прав. Я не склонен искать тут какие-то особенно корыстные мотивы, мало ли — может просто старые ящики разбирал и увидел там рисунки. А может действительно решил меркантильно попасть в струю. Почти сто долларов заработал, ворюга! (Если не хочется читать целиком, можно поискать от слов «Что я скажу в защиту этой несчастной женщины?» Впрочем, юристы должны ведь знакомиться с Плевако? Не знаю, честно говоря.)

Я третий раз пытаюсь направить вопрос в другую сторону. Когда ХЭВ или ВРП создавал некий продукт, потом его продавал и получал деньги, на этом продукте стояло его имя. Вы знаете, кто написал «Мастера и Маргариту»? Конечно. Я задам наводящие вопросы. Откуда появляется явление оппортунизма? (В том понимании, как его рассматривал Уильямсон: «Следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими». В первую очередь речь даже не о воровстве с рабочих мест, а об отлынивании, которое не проявляется при работе «на себя».) Каковы его социальные и психологические причины в развитом капиталистическом обществе? Почему современный менеджмент с определенного момента повернулся в сторону мотивации работника не только денежными средствами? И насколько прав Виктор Пелевин? (Вторая цитата в разделе по ссылке.)

Спасибо, что без оверквотинга — терпеть это не могу.


#18 Pretor

Pretor

    Windmill Attorney

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 570 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2009 - 16:31

hamtser
Что-то я потерял нить. Начали с того, что киберпанк проигрывает корпорациям, а закончили оппортунизмом.
Скорей всего, это я страдаю узким взглядом на вещи, ибо неправильно расшифровал упомянутую вами "отдачу", как некий материальный стимул для творчества.
Вроде бы, обсуждали вопрос того, что бесчеловечные корпорации душат на корню предпринимательскую инициативу "бывших", слишком рьяно отстаивая свои авторские права на товарный знак и все, что с ним связано. Оказывается, проблема ставится автором топика гораздо шире. Рассматриваем социальные проблемы, посредством примера противостояния корпорации и отдельного работника, покусившегося на "святое". Тогда, прошу прощения, не понял соли этой темы, а может быть, пример не совсем удачный? При чем же тут оппортунизм?
Да и обсуждение... какое тут может быть обсуждение? Тот же самый Пелевин в Generation "П" все разжевал так, что ни прибавить, ни убавить (см. спиритический сеанс с духом Че). Капиталистическое общество создало "общественный договор", в который с помощью масс-медиа, насильственно вовлекло рабочий класс и "офисный планктон". Суть общественного договора такова: являешься частью органеллы большого примитивного организма, вырабатываешь деньги. Вякаешь — отторгаешься. Ведешь себя хорошо — из задницы переведут куда повыше. Довольствование малым — и есть сущность оппортунизма. Отсидеть свои задо-часы и домой, к зомбоящику. Менеджеры правят, причем, выбор стимула принципиально неважен.
Причина: остутствие в настоящий момент более устойчивой и жизнеспособной экономической модели.
Отсюда проистекают и социальные, и психологические причины инертности и воровства.
В общем, проблема эта до того глобальная, что о ней и рассуждать неинтересно. Извините, если кого задел, я, пожалуй, в этой теме светиться не стану больше.

Это сообщение отредактировано Pretor - 16 ноября 2009 | 16:33


#19 Mosey

Mosey

    Бобрый самаритянин

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 703 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2009 - 20:14

QUOTE
Скорей всего, это я страдаю узким взглядом на вещи, ибо неправильно расшифровал упомянутую вами "отдачу", как некий материальный стимул для творчества.

Я видимо тоже страдаю этим же заболеванием...

Хочется задать тогда вопрос автору темы. Мы обсуждаем в рамках темы конкретный случай с г-ном Брайаном Мензом или просто говорим за жизнь?
Говорим за то, какие плохие международные корпорации и поднимаем знамя антиглобализма?

Не проблема. Если собираетесь наругивать корпорации — вперед, но мне с вами не по пути, потому что благодаря существованию международных корпораций вы покупаете дешевые, качественные вещи, продукты, получаете услуги. Почему дешевые? Потому что издержки крупных организаций на единицу продукции несоизмеримо ниже чем у мелких организаций. Крупные корпорации имеют возможность финансировать крупные исследовательские проекты, направленные на то, чтобы товары и услуги, которыми вы пользуютесь, максимально удовлетворяли бы ваши потребности и при этом были бы дешевыми.

Это тупик, это борьба с ветряными мельницами.

2 Pretor

Честно говоря, меня тоже уже утомляет этот разговор ни о чем.



#20 hamster

hamster

    Pixelhunter

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 7 832 сообщений

Отправлено 16 Ноябрь 2009 - 22:06

Pretor, ну ведь мы с тобой почти по всем пунктам согласны. Даже по поводу господина Пелевина. Один только нюанс остался: рассмотрение потенциала возвращения авторских прав непосредственно автору.

Я немного издалека тут зайду, но все-таки. В последнее время в разных медиа-проектах (допустим, американский сериал «Офис» или отечественный мультик «UmaNetto») любят показывать упорные старания менеджеров перевести производственные группы своих предприятий из разряда первичных во вторичные. То есть просто из рабочего коллектива в небольшую семью, компанию друзей и т.п. Почему это происходит? Потому что холодность профессиональных отношений создает серьезные препятствия для взаимоотношений внутри коллектива. Постепенно линейная структура заменяется функциональной, где общение идет уже не через начальника, а прямо между отделами, а сама система отделов замещается структурой бизнес-процессов, где каждая отдельная группа имеет свой род деятельности — то есть свою цель. Вообще весь современный менеджмент движется к тому, чтобы сделать внутреннюю структуру фирм более гибкой, дать больше свободы ответственным работникам, редуцировать управляющий аппарат до нескольких отдельных бизнес-процессов: стратегическое планирование, маркетинг и пр.

Это только самая верхушка айсберга ресурсов менеджмента, по-настоящему. Но главное здесь то, что отношения внутри фирмы стремятся к неформальности, которая позволяет более спокойно улаживать конфликты, к увеличению даваемой работникам свободы вместе с возлагаемой на них ответственностью. А это очень важно, по-настоящему, потому что в рамках строгой иерархии человек теряет связь с результатом своей деятельности, ровно как в нем воспитывается негативное отношение к инициативе. То есть он вместо личности, которая эвристически подходит к решению проблем, становится строгим функционером, выполняющим конкретные директивы.

Если интересно — это все описано в книгах по современному менеджменту и теории организации. Но мы сейчас говорим именно про деятельность творческую, так? Тут, кстати, встает очень интересный вопрос о том, что она по своей природе куда ближе к предпринимательству, чем к обычному труду. Потому что требует того самого эвристического подхода. Впрочем, предприниматель редко отчуждается от результата своего труда. Вот она, фирма его, прямо перед ним. Можно заглянуть в отчетность и увидеть, сколько прибыли было получено. Можно пройтись по коридорам офиса или производственным цехам и посмотреть на все это.

Также художник в галерее или писатель в магазине, где стоит очередь за автографами на новую книжку. Но человек в рамках корпоративной разработки тез или иных продуктов в большинстве случаев остается где-то на заднем плане. Обычно максимум что объявят — имя режиссера или продюсера. А что все эти художники по костюмам, декораторы, операторы? Ну их упомянут в титрах, конечно, только мало кто обратит внимание. Думаете, необходимость постоянно удовлетворяться только зарплатой и чувством причастности к крупному проекту положительно влияет на развитие личности? Вряд ли.

Понятно, что автор всегда хочет иметь при свои работы при себе. Но проблема отчуждения продукта она еще со времен Маркса не потеряла актуальность. Он свободен двояко, в том числе от средств производства. Ему необходима некоторая база и необходимо сотрудничество с другими людьми. Поэтому он заключает контракт с корпорацией, которая следом полностью отчуждает продукт его труда.

Это все ерунда, по-настоящему. Все это никого не волнует ровно до того момента, как это не начинает ухудшать результат труда. Но отчуждение от результатов собственной деятельности, когда человек не совсем понимает, что и зачем он вообще делает, рано или поздно приводит к тому, что он теряет в работе вообще какие-либо ориентиры, кроме пресловутой заработной платы. Ну ты занимаешь тем, что получаешь бумажку с непонятным приказом, выполняешь его в пределах своих функций, а потом ждешь следующего. Прямо как у Кафки получается, да?

Дак вот. Вполне возможно, что улучшение положения авторов позволит увеличить и их творческую отдачу. Это уже не вопрос сугубо гуманизма и какой-то мифической никому по-настоящему не нужной свободы, а именно что вопрос эффективности производства. Вынуть в конце концов человека из режима механического труда и показать ему, что он играет какую-то роль во всем этом, а в случае автора — вернуть ему то, что он сделал.

Каким образом это можно реализовать? Ну в случае простых работников там вроде выше описано: улучшение внутренней среды, создание новой структуры предприятия. А в случае именно авторов? Может быть стоит запретить возможность полной передачи авторских прав, но ввести их контрактное ограничение. Тогда автор останется с плодами своих трудов, а корпорация успеет получить свою прибыль.

Это, конечно, вопрос куда более сложный. Кто там что создает, как это все посчитать, что кому отдать, как разделить коллективную работу. Но в целом разрешимый. Хочется надеяться.

Mosey, речь идет о реформировании корпоративной системы, которая необходима, потому что классическая ее модель зашла в тупик. Киберпанк — это такое новое качество, которое обретает свою форму, когда внутренние противоречия достигают определенного количества. Понятно, что это отрицание, а мы хотим сразу на третью стадию — там где уже отрицание отрицания, но это требует времени.

Реформирование корпораций на Западе идет уже очень давно. Сложно отсюда оценить, куда и как оно идет в действительности. Но в идеале направление достаточно интересное.




Похожие темы Свернуть

  Название темы Форум Автор Статистика Последнее сообщение


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Рейтинг@Mail.ru