Вчера, на 80-м году жизни, скончался один из классиков и основоположников советской и российской фантастики. Я вырос на его с братом книгах. Что ещё сказать? Грустно это всё. Светлая ему память.

Умер Борис Стругацкий
#1
Отправлено 20 ноября 2012 - 19:23
Вчера, на 80-м году жизни, скончался один из классиков и основоположников советской и российской фантастики. Я вырос на его с братом книгах. Что ещё сказать? Грустно это всё. Светлая ему память.
#2
Отправлено 21 ноября 2012 - 15:36

#3
Отправлено 21 ноября 2012 - 17:10
#4
Отправлено 14 июня 2013 - 08:02
#5
Отправлено 14 июня 2013 - 12:41
#6
Отправлено 14 июня 2013 - 12:59
А человек живёт даже тогда, когда не пишет.
#7
Отправлено 14 июня 2013 - 14:29
Очень странный пост. Похоже на вброс, не? Или просто неудачная формулировка?
#8
Отправлено 19 июня 2013 - 13:37
То, что БНС написал так мало за последние 20 лет это не упрек его писательскому таланту и не намек на его сольное творческое бессилие. Это закономерное следствие занятой им после 93 года позиции. Именно тогда он перечеркнул все то, над чем братья работали всю жизнь. И совершенно не удивительно, что ничего похожего на совместные работы Стругацких из под его пера больше не вышло. "Бессильные мира сего" это уже совсем другое произведение. По своему хорошее, но от прежних Стругацких ничего не имеющее.
В 1993 году БНС вместе с многими другими поддержал перестройку и её вождей: Горбачева и Ельцина и все последовавшие за ней события. Тем самым он отверг те идеалы, которыми жило их совместное с АНС творчество: идеалы свободного человека, живущего ради других. Идеалы персонажей почти всех их произведений: "Трудно быть богом", "Обитаемый остров", "Гадкие лебеди", "Понедельник начинается в субботу". Вот тогда его было жалко, а сейчас...
Научные сотрудники положительные герои почти всех произведений Стругацких в 90-х от голода помирали, горбатились за копейки дворниками и кочегарами. Но БНС это уже не волновало, его лично все устраивало. Вот его интервью АИФ-у.
QUOTE |
Интуиция подсказывает, что путь России тот самый, по которому уже более или менее благополучно прошли несколько десятков государств «сытого миллиарда». И в этом смысле и Горбачев, и Ельцин, и (по крайней мере пока) Путин выбрали «правильный» вариант... Тем не менее глубинная воля россиян определяется принципом «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». |
Читать такое от человека, написавшего "Хищные вещи века" просто стыдно. Это предательство своих собственных идеалов.
БНС выбрал путь сытого заслуженого идола, которого проблемы страны уже больше не волнуют постольку, поскольку его личная жизнь полностью обустроена.
Ремарка:
Помниться, когда я наконец оторвался от унитаза после просмотра Обитаемого острова Бондарчука, я с непониманием и ужасом прочитал, что БНС полностью доволен экранизацией. И дело тут не в "розовых танках" и "клиповом мышлении". Дело в том, что произведение с достаточно серьезным подтекстом превращают в жвачку и в "шоу-мувиз", а автор с этим согласен и даже одобряет!
#9
Отправлено 21 июня 2013 - 14:54
QUOTE |
Историю делает «равнодействующая миллионов воль». Личности становятся личностями только потому, что попадают (или самым решительным образом не попадают) в струю. Тут я полностью солидарен с Львом Николаевичем. Ничего в истории сделать нельзя такого, что не соответствовало бы откровенным или скрытым желаниям миллионов, а если кто-нибудь и попытается, то либо сломит себе шею, либо приспособится в конце концов «к реальности». Другое дело, что в каждый исторический момент (или почти в каждый) существуют точки разветвления возможных путей. И велик тот деятель, который сумеет выбрать «правильный» вариант. Беда только в том, что правильность неправильность становится понятна только два-три поколения спустя. |
QUOTE |
Но БНС это уже не волновало, его лично все устраивало. |
Волноваться вредно

QUOTE |
Это предательство своих собственных идеалов. |
LOL!
Советские книги не могут отражать собственных идеалов их авторов, ибо написаны не так как хотели бы их авторы, а так как НАДО. Честным писателям в те времена организовывались путёвки в места не столь отдалённые. И до читателей доходило только то, что было проверено и одобрено цензурой.
Ваш К.О.

#10
Отправлено 21 июня 2013 - 15:03
#11
Отправлено 21 июня 2013 - 15:18
http://rusrep.ru/art...1/26/strugatsky
"Советское" творчество АБС прекраснейшим образом критиковало Совсоюз. Причём настолько умело и тонко, что далеко не все это видели. А некоторые мои знакомые считают АБС чуть ли не певцами коммунизма.
По поводу своего сольного творчества Борис Натанович как-то дал такой ответ: "Вы пробовали когда-нибудь пилить в одиночку двуручной пилой?" И что тут ещё скажешь? Не было никогда Аркадия и Бориса, а были АБС: "физик" и "лирик", которые прекрасно творили вместе. За что им спасибо. И светлая обоим память.
#12
Отправлено 24 июня 2013 - 15:44
QUOTE |
"Советское" творчество АБС прекраснейшим образом критиковало Совсоюз. Причём настолько умело и тонко, что далеко не все это видели. А некоторые мои знакомые считают АБС чуть ли не певцами коммунизма. |
Не нужно заблуждаться, элементы критики, даже сатиры, советской действительности в произведениях АБС никогда секретом не были. Они могут быть не столь очевидны теперь, когда многие обыгрываемые реалии ушли в прошлое, но тогда они были совершенно очевидны всем читателям. Чтобы в этом убедиться, достаточно пять минут поговорить с людьми, прожившими в Союзе бОльшую часть своей жизни (их недостатка пока не наблюдается). Недаром жанр Стругацких часто определяют как "социальную фантастику", в которой нереальное это всегда отражение реального. При этом никакой антисоветчины у АБС не было. Я склонен согласиться с Chino в том, что главные герои Стругацких идеалисты, которые вопреки всему строят светлое будущее для других. Кто-то ("Понедельник...") делает это добросовестностью и порядочностью, кто-то ("Трудно быть...") отвагой и самоотверженностью, а для кого-то само принятие такого пути личный подвиг ("Пикник..."). Я считал (и продолжаю, наверное, считать), что Стругацким отлично удавалось одновременно "критиковать Совсоюз" и "петь коммунизм" с равной долей искренности и никакого противоречия здесь не вижу. С поздним творчеством Бориса Стругацкого, а тем более с его газетными интервью я как-то не знаком, поэтому на этот счет мне сказать нечего.
#13
Отправлено 24 июня 2013 - 15:55
QUOTE |
"Советское" творчество АБС прекраснейшим образом критиковало Совсоюз. Причём настолько умело и тонко, что далеко не все это видели. А некоторые мои знакомые считают АБС чуть ли не певцами коммунизма. |
Ты знаешь, а, возможно, они не так уж неправы. Я считаю, что АБС критиковали не идею, а конкретные шедервы реализации этой идеи, а то и её подмены другими. Просто сейчас модно хаять СССР в таком ключе, будто тогда всё было плохо и только сейчас всё стало хорошо.
#14
Отправлено 24 июня 2013 - 19:48
Через произведения АБС красной нитью идёт тема Учителя. Эта тема тесно перекликается с коммунистическими идеями, но Учитель АБС это нечто совершенно иное, чем просто инструмент коллективного воспитания нового "правильного" поколения, который старательно рисовали истинные певцы коммунизма.
#15
Отправлено 25 июня 2013 - 09:34
Многие мои друзья, которые чуть помладше, считают "Понедельник начинаеться в субботу" намного более сказочным произведением, чем любая современная писанина отечественных фэнтези-писателей. И дело тут не в мастерстве владения слогом.
Когда я спрашивал их мнение о романе, мне в ответ говорили что-то вроде: "весело, правда дурдом какой-то, так не бывает". Хех, интересный комментарий от людей, которые фэнтези читают запоями. "Так не бывает".
Эту фразу "так не бывает" они адресовали совершенно чуждой им и непонятой ими психологии главных героев. Психология главных героев читаемых ими фэнтези книг не кажется им странной (хоть они и воюют за несуществующих в реальности эльфов или борются за трон несуществующих уже королевств), напротив она понятная и, на их взгляд, логична. Это психология индивидуализма, выгоды для себя и какой-то конкретной группы близких лиц (друзья, товарищи по оружию, родственники, жители конкретного королевства и т.д.)
Психология же героев, которые трудятся на благо абстрактной группы людей (человечества вообще), которые:
любят и упиваются своей работой научного сотрудника;
для которых выходные это мука, а работа это отдых;
которые ищут поводы не сходить на новогодний корпоратив, чтобы вместо этого поработать ещё;
Так вот для этих моих знакомых такая психология абсолютно не понятна. Идея о том, что можно искренне любить работу, которая приносит другим, не связаным с тобой людям пользу, а так же не обогащает материально, кажется им бредовой, а носители этой идеи дураками или так сказать "лохами".
И этих моих друзей в чем-то можно понять. Они росли в 90-е и 2000-е, когда их родителям для того, чтобы выжить нужно было изо всех сил грести под себя. Как бы не были чисты ваши идеалы и силен дух, в указанное время ситуация в стране была такова, что жить той жизнью (хотя бы отдаленно), о которой написано в "Понедельнике" было невозможно. Этот образ жизни был подвергут осмеянию, так как не приводил в личному обогащению. И отношение к людям, упорно не принимавших новых првил игры, было соответствующее. Научных сотрудников из той самой Пулковской обсерватории, а так же сотен других научных учреждений держали без зарплаты в "черном теле", уволняли, рушили жизни этих людей. Да от этого слезы боли и злости наворачиваются. Вот она судьба честных людей из "Понедельника" сегодня.
И БНС вместо того, чтобы встать во весь свой огромный рост писателя-легенды, писателя-певца идей служения людям, встать и сказать: "ЭТИМ ПУТЕМ МЫ ИДЕМ В ПРОПАСТЬ", вместо этого он предпочел это принять. Он предпочел молчать, не говорить ничего крамольного и получать за это медали и грамоты. Похвалишь перестроку и получаешь медаль почета. Похвалишь Путина и получаешь премию президента РФ. Похвалишь очередной оболванивающий молодежь блокбастер права на следующую экранизацию купят за много денег.
А как же все те, кто после чтения Стругацких в 90-х по наивности ушел в науку? Ушли в тогда ещё живые КБ, ОКБ и НИИ? Ушли не для того, чтобы деньги делать, а чтобы творить? Которые не Бондарчука младшего смотрят, а с учебниками сидят. А они теперь никому не нужны. Ни стране, ни уж тем более Борису Натановичу.
Он их всех предал тогда, вот по этому его и ни капли ни жалко сегодня.
Это сообщение отредактировано Chino - 25 июня 2013 | 10:38
#16
Отправлено 25 июня 2013 - 10:47
#17
Отправлено 25 июня 2013 - 21:05
QUOTE |
А творчество требует в первую очередь свободы. |

И всё ж об умерших или хорошо или ничего. Не будем уподобляться... Потому промолчу.
#18
Отправлено 26 июня 2013 - 06:59
Однако, пошла политика... Щас нас будут бить, ибо запрещено.

#19
Отправлено 26 июня 2013 - 10:05
Творчество требует свободы, говорите вы? Я в недоумении. Вот я, к примеру, очень люблю научную фантастику. За что и люблю и ценю творчество Стругацких. И все мои самые любимые отечественные произведения этого жанра написаны судя по вашим словам в условиях жесточайшей творческой несвободы. Это Иван Ефремов, Кир Булычев, Александр Беляев, Алексей Толстой и, конечно же, Братья Стругацкие.
И вот она долгожданная творческая свобода! И чего? Судя по вашей логике, сегодня творчество должно расцветать! Где все эти новые гении и их шедевры, которые зажимала цензура? Что из отечественной научной фантастики вы мне сегодня предложите почитать? Где вещи такой же значимости как "Час Быка" или "Трудно быть богом"?
Когда вы говорите о ценности обретенной нами сегодня свободы, то я как-то сразу вспоминаю слова одного из немногих современных российских писателей (не фантаст, правда), которых я читаю:
QUOTE |
«Сейчас мы живем в другом, абсолютно свободном мире. В мире, где каждый человек свободен упасть до самого низа. Никто не остановит его, не будет тянуть вверх, толкать дальше от края пропасти. Человек сейчас может быть бездомным, может быть нищим. Никто не нарушит его священного права. Многие даже помогут ему утвердиться в своей решимости. Например, если человек остается один и начинает пить, о нем узнают квартирные аферисты и с помощью отработанной схемы переписывают на себя квартиру этого человека, а его самого отвозят в далекий пригород или просто выкидывают на улицу. Потому что мы живем в свободной стране, и каждый свободен катиться по наклонной до самого дна». |
Вот она сегодняшняя свобода не только научных сотрудников, о которых писали Братья Стругацкие, но и большинства населения страны. Про пирамиду Маслоу слышали наверное. Так вот выбейте из неё три нижних трапеции и вы получите положение большинства научных сотрудников в нашей стране сегодня. Бедные, всеми притесняемые, презираемые, но зато свободные. И на работу с приличной зарплатой их не возьмут не потому, что они евреи или что-то в газете крамольное опубликовали, или потому-что их дедушка полицаем был. Их не возьмут, потому что они научные сотрудники. А таковые в наш век офисного планктона никому не нужны. И они могут свободно выкинуться из окна как Евгений Коськин, в то время как потомки, хрустя попкорном, смотрят в кино на его ракеты в фильме "Гагарин. Первый в космосе".
#20
Отправлено 26 июня 2013 - 14:35
Если же говорить о современной литературе, то сейчас есть, например, Пелевин, который во всяком случае по-круче будет философских потуг Стругацких.
Кроме того, чтобы стать большим писателем, необходимо набраться жизненного опыта. Писатели, которым 45-50 лет родились в советской России, поэтому про них всегда можно сказать "советская школа". "Молодой" же России всего 20 лет. Так что что вы хотите увидеть?
Кстати, чтобы продать свою писанину в условиях свободного рынка, нужно еще постараться. Это не в массолите состоять. Булгаков при жизни вообще в стол писал (имхо "Мастер и Маргарита" ценится прежде всего как антисоветская литература другой ценности в ней не вижу. Записки врача интереснее читать.). Те, кто не может себя продать, пишет в интернете. Та же "Жесть оцинкованная", например. Так что современная русская литература есть, но если она не котируется лично вами, это не значит, что она объективно плоха или чем-то хуже советской.
QUOTE |
Сейчас мы живем в другом, абсолютно свободном мире. В мире, где каждый человек свободен упасть до самого низа. |
Как говорил Ницше, то, что падает, подтолкни. А вы что предлагаете: закрутить гайки? Ну тогда жаль, что русскому человеку нужен надзиратель, чтоб тот вел себя как человек. Имхо, сейчас наблюдается ни что иное, как последствия тоталитарного режима. Воровская культура, как известно, зародилась в ГУЛАГе. В царской России ничего подобного не было.
Отправлено: 26 июн 13 15:50
PS
Кстати, был такой писатель-фантаст Юрий Петухов (умер недавно, в 2009м). Написал "Звездную месть". И вот это знатное говнище тоже называли советской фантастикой.
Похожие темы
Название темы | Форум | Автор | Статистика | Последнее сообщение |
---|
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных