В общем, последний дозор я не читал. Из дискуссии понял, что и не стоит.
Напишу про Лукьяненко вообще.
Дозор для меня кончился на Дневном. Сумеречный -- откровенная коммерция, хотя и не без удачных приемов.
Я считаю, что он, грубо говоря, скурвился и продался. Я следил за тем, как из сети изымают Лабиринт и Зеркала, хотя их можно без проблем достать на фанских сайтах. Может, я и не прав -- он писатель-профи, это его хлеб, а специфика отношений с издательствами мне неизвестна (предполагаю, что все непросто). Короче, вечный компромисс -- кол-во (денег) versus качество.
Черновик мне в целом понравился, но... местами топорно. Все эти тексты песен и стихов, приколы и анекдоты не к месту (а кто-то мне возразит "это его стиль").
Тут кто-то говорил насчет самоиронии. Попсовенькая у него самоирония. Чтобы узнать, что такое настоящая с.и., читаем "Михаил Любимов -- Крысолов" (или как-то так, забыл название, про советского шпиона), а еще что-нить из Тюрина.
Насчет фильмов. Фильмы удачные и цельные. На этом и стоит остановиться. Они вполне отдельны от книжки, и мне нравятся даже больше. Нужно только мини-энциклопедию выпустить -- что такое сумрак и что они там делают на экране, а то не все дуплятся.
Думаю, сейчас меня начнут пинать ногами возмущенные фаны -- да люблю я Лука, только того, из 95-го года, а не нынешнего