В последнее время я углубился в историко-литературные произведения. Выявил при этом два подхода к написанию исторических романов. Покажу их на примере двух произведений о 18-ом веке: "Фаворита" Пикуля и "Княжны Таракановой" Радзинского.
Сначала о Пикуле. Читается, конечно, он легко. Но пишет иногда, пардон, совершенную х..ню. Я как- то в своём ЖЖ уже писал про его шовинистские и антисемитские взгляды, поэтому оставим их на сей раз. Смешно другое: Пикуль не стесняясь вставляет в повествование детали, которые знать не мог, то есть плоды своей же чистой фантазии, а она у него не ахти, да ещё любит добавлять(незаметно) всякие анекдоты того времени. Выходит местами пошловато.
Ещё один его любимый приём: панибратское отношение к персонам того времени. То есть он пишет о королях, например, как-будто жил с ними бок о бок, и они с ним своим мнением обо всех делились: Фридрих Великий у него- скупердяй, преступник, Мария-Терезия- старая карга, жлобиха, всё хапнуть побольше стремится, англичане все поголовно пьяницы, а турки-дикари.
Ещё весьма прикалывают меня имена-кликухи, такие, как Парашка Брюс(наперсница Екатерины II Прасковья Брюс), Лизка Воронцова, фаворитка Петра III Елизавета Воронцова, и Разумиха(жена гетмана малороссии Разумовского).
Что же мне в книге нравится? Да то же самое. Книгу, написанную столь-молодетско-залихватским стилем очень легко читать, только всерьёз лучше не принимать, так как чуствуется, что автор, о чём бы он не писал, придерживатся определённых стереотипов, и менять их не собирается.
"Княжна Тараканова" Радзинского в этом смысле полная противоположность "Фавориту"- здесь нет никаких тупых шуток, характер каждого персонажа тщательно прорисован, потомк выглядит не так примитвно, как у Пикуля. Граф Алексей Орлов показан не рубакой и пьяницей, а думающим человеком, хоть и со своими страстями.
Видно, что писал опытный драматург-сюжет развивается плавно и у читателя ни на минуту не пропадает интерес.
И вот они, два подхода к написанию.
Первый: переворошить всё грязное бельё, все дворцовые сплетни и кабацкие анекдоты и добавить к ним факты.
Второй: взяться за исторические факты, добавить к ним своё видение характеров людей и их страстей и написать прекрасную и с исторической, и с художественной точки зрения, вещь.
Первый подход- подход карикатуриста, второй-художника.
Что ни говорите, а я на стороне Радзинского.
Сначала о Пикуле. Читается, конечно, он легко. Но пишет иногда, пардон, совершенную х..ню. Я как- то в своём ЖЖ уже писал про его шовинистские и антисемитские взгляды, поэтому оставим их на сей раз. Смешно другое: Пикуль не стесняясь вставляет в повествование детали, которые знать не мог, то есть плоды своей же чистой фантазии, а она у него не ахти, да ещё любит добавлять(незаметно) всякие анекдоты того времени. Выходит местами пошловато.
Ещё один его любимый приём: панибратское отношение к персонам того времени. То есть он пишет о королях, например, как-будто жил с ними бок о бок, и они с ним своим мнением обо всех делились: Фридрих Великий у него- скупердяй, преступник, Мария-Терезия- старая карга, жлобиха, всё хапнуть побольше стремится, англичане все поголовно пьяницы, а турки-дикари.
Ещё весьма прикалывают меня имена-кликухи, такие, как Парашка Брюс(наперсница Екатерины II Прасковья Брюс), Лизка Воронцова, фаворитка Петра III Елизавета Воронцова, и Разумиха(жена гетмана малороссии Разумовского).
Что же мне в книге нравится? Да то же самое. Книгу, написанную столь-молодетско-залихватским стилем очень легко читать, только всерьёз лучше не принимать, так как чуствуется, что автор, о чём бы он не писал, придерживатся определённых стереотипов, и менять их не собирается.
"Княжна Тараканова" Радзинского в этом смысле полная противоположность "Фавориту"- здесь нет никаких тупых шуток, характер каждого персонажа тщательно прорисован, потомк выглядит не так примитвно, как у Пикуля. Граф Алексей Орлов показан не рубакой и пьяницей, а думающим человеком, хоть и со своими страстями.
Видно, что писал опытный драматург-сюжет развивается плавно и у читателя ни на минуту не пропадает интерес.
И вот они, два подхода к написанию.
Первый: переворошить всё грязное бельё, все дворцовые сплетни и кабацкие анекдоты и добавить к ним факты.
Второй: взяться за исторические факты, добавить к ним своё видение характеров людей и их страстей и написать прекрасную и с исторической, и с художественной точки зрения, вещь.
Первый подход- подход карикатуриста, второй-художника.
Что ни говорите, а я на стороне Радзинского.