Ну вот, только хотел про "Мафию" пораспространяться... Ладно, "делайте что хотите, и у вас всегда будет хорошее пищеварение". Атмосфера - даже сравнивать не хочется. Главный герой - тоже. Но все-таки.
ТОГО Томми (Анжело) сильно расстраивало, что он пошел (непреднамеренно, причем!) в гангстеры. Что же он скажет, придя домой, жене: "Дорогая, я сегодня убил двух-трех человек" ?. И конец там очень, очень... Не ходите дети, в Мафию, ничего хорошего вас там не ждет.
ЭТОТ же Томми (Верчетти) - личность тупая (и по роже, и по разговору - "меня интересуют только деньги", но хитро...задая. Сочувствия к нему не испытываешь (то есть, как минимум треть играбельности уже того...).
Что касается сложности миссий - уж очень они доставучие. "Приведем пример": миссия, где шофера с лицом ябеды Хилари надо было в гонке обойти. Мало того, что ему дали машину, несколько, гм, помощнее и побыстрее, так еще и полиция под ногами вертелась. Раз на сотый-двухсотый я ее прошел, но за счет бага, что было приятно вдвойне (икалось разработчиком за время этого напряга, думаю, хорошо): нырнула машина Хилари на дороге в асфальт наполовину, да так и осталась... А миссия с радиоуправляемыми самолетиками? Пришлось проходить ее, думаю, не предусмотренным разработчиками способом: переползти-перепрыгать на другой берег по мосту, подползать сзади к кубинцам, и пихать, пока не помрут. В общем, очень многие миссии достали хуже горькой редьки. В "Мафии", все же, было не совсем так...
И все-таки, об атмосфере. Какое это удовольствие, часа в два-три ночи, в темноте, запустить "Мафию", freeride, и просто пройтись в ночи по City of Lost Heaven. Погулять по улицам, прокатиться в трамвае, элетричке, проехаться в "Ford-A Coupe" ил "Cadillac v16" под великолепную музыку, в общем, проникнуться атмосферой... Меня покорил уже вступительный ролик. А запустив GVC, мне захотелось ее закрыть и стереть - так не понравился ее внешний вид (в дальнейшем, правда, вроде, притерпелся). Музыка, правда, неплохая - V-Rock, Flash FM... В общем, пройдя все "нормальные" миссии - кроме "доставить N калек в приемный покой", "собрать M пакетов", "прыгнуть круто K раз" и т. п. - прогуляться "просто так" по Vice City не хочется. И не потому, что гаитянцы лезут.
К несомненному достоинству GVC отнесу активную жизнь на улицах. Банды перестреливаются, полиция гоняется за преступниками... Вот этого, к сожалению, в "Мафии" не было. Но, кстати, о полиции: в "Мафии", если убьешь полицейск(ого, их), гонящихся за тобой, до того, как тебя объявят в розыск, полиция отвязывается (что, в общем, реалистично, другой вопрос, были ли в тридцатых годах радиофицированные машины, чтобы объявлять в розыск). В GVC же можно задавить|застрелить полицейского в темном переулке в спину, полиция все равно об этом неведомым (с точки зрения реальности, конечно) способом узнает.
А вообще, конечно, это две разные игрушки - по графике, по физике объектов, по концепции, наконец. А сравнить их побудило то, что кто-то в одном обзоре назвал "Мафию" "GTA 30-х годов". Архиневерно, по-моему.