Вот смотрю я и просто любуюсь. Как наши доблестные игроки судачат о не вышедших проектах.
Вот рассмотрим, к примеру, то, что говорит обычный геймер:
- Я смертельно разочарован.
- Был бы гранатомет я бы поехал туда и…
- Это пляски на трупе святой для нас игры… (вставая в патетичную позу недоделанного борца за справедливость)
- Дать бы кому-нибудь там по башке…
Что в этом проку? Какой в этом толк? Говоря так, игрок не хочет задумываться о том, что служит причиной сворачивания подобных проектов, не хочет мыслить более или менее трезво, предпочитая реагировать на новости импульсивно. А что если попробовать встать на места разных людей, которые, так или иначе, стоят около разработки игр?
Кто-нибудь задумывался о рентабельности таких игр как «Fallout 1-2»? То, что они вышли, нам уже чертовски повезло. Потому что тогда, еще когда зарождались игры определенных жанров, легче всего было первопроходцам. Они делали первые игры. Сейчас ситуация несколько иная, рынок ломится от разного рода продукции. Если на проект затрачено около 500.000 $ а выручка едва перевалила за 300.000 $ нужно ли продолжение такого проекта? Сможет ли издатель выкидывать за каждый проект по две сотни тысяч зеленых, только потому что он нравится определенной аудитории, нравится даже самому издателю, но не окупает затрат на производство?
Возьмем руководителя какого-нибудь проекта, которому сказано:
- делай, что хочешь мужик, но предыдущие игры поставили нашу контору (к примеру «Interplay») на грань разорения. У нас баснословные долги, того и гляди, пустят нас с молотка. Последние два проекта провалились, что делать?
- Что делать, что делать, - отвечает будущий начальник, - сухари сушить. Нужно делать то, что нужно большинству, как ты думаешь что?
- Ну не знаю, может быть RPG крутую, чтобы сюжет был, и интересно было…
- Дудки, посмотри, во что превратили нас RPG, мы почти на краю пропасти. Делать будем аркады, делать будем action. Кроме этого будем издавать игры других команд, те которых мы сможем перекупить.
Пусть игры будут «так себе». Нам сейчас не о нашем имени думать нужно, а о том, чтобы кампанию нашу спасти. А имя мы себе снова сделаем, но для этого придется наступить себе на шею, и делать то, что выгодно, а не то, что хочется. Пойми, мы можем сделать игру, которая нам понравится, только если сделаем десять проектов от которых нас тошнит, но которые принесут нашей кампании прибыль.
- Пожалуй ты прав, придется…
Примечание: С точки зрения владельцев кампании они правы. Им не улыбается оказаться на улице и искать себе новую работу, только потому, что они позволили сделать для вас игру. Вы – меньшинство. Меньшинство не определяет рынок. Мало кто может себе позволить разрабатывать игру годами, вынашивая ее для, тек, кто ее любит. В коммерческом плане это может оказаться не выгодно.
Что получается дальше, множество недальновидных геймеров начинают поросячий визг «Мы навсегда ненавидим вас-с-с, вы отняли у нас мечту», с утра эти игроки правда идут на работу, работают, приносят домой зарплату, живут. А у кого-то этой зарплаты может не оказаться, потому что зарабатывает он разработкой игр, кто-то уже не пойдет на работу, потому что выполнял указания своего начальства не так, хотел вернуть старое… хотел сделать то, что нравится ему и определенному контингенту игроков.
Возьмем тех, кто стоит под руководителем (исполнителей):
Они то, как раз и есть те, кто работают для нас. У них есть выбор, либо делать то, что говорят, либо нет. Если это серьезный начальник целого отдела, имеющий хороший доход, то он может себе позволить уйти, хлопнув дверью.
А многие не могут себе позволить даже этого, как можно, если есть жена, двое детей, престарелая бабка, и купленный в рассрочку дом? Многие остаются делать деньги, потому что надо жить в надеждах на будущее.
Они надеются, что когда-нибудь смогут сделать ту игру, которая сердцу мила, и мы надеемся, что они смогут это сделать. Заколдованный круг. Хотя ничего тут магического или таинственного нет, все та же жизнь.
У некоторых ушедших хватает средств, чтобы начать новое дело. Но делать все придется с нуля. Сыграет, конечно, тот факт, что в новостях скажут, небольшая конторка «N», где, кстати, работают те-то, те-то, и вот этот, которые в свое время сделали игру «N», начала то-то, и то-то. Это небольшой плюс. Но для того чтобы раскрутится им потребуется время, ряд проектов послабее чем «игра мечты».
А тут еще как назло, идет постоянное давление от Фанов:
- Как? Гонки делают?! А где наша игра-мечта?
- ЧТО?! Аркаду делают, да что они совсем оборзели?
- Вы нас предали!
А они не борзеют, они медленно, но верно ставят свою контору на ноги, чтобы дать себе возможность делать то, что угодно им, а не издателю. А это, если вам неизвестно, дорогие форумцы, занятие очень сложное, требующее больших денег, которых у этих команд еще нет.
И все, равно не смотря на это, они продолжают двигаться к этой заветной цели.
Можно задать у кого из вас дома лицензионный коробочный Fallout? Купленный за ну скажем за 10$ (не помню, сколько он стоит на самом деле)? Если бы его купило всего 200 человек, то получилось бы 2000$, если бы 2000 тысячи людей, то двадцать тысяч. А если бы покупавших было двадцать тысяч, или двести тысяч? Но ничего этого нет.
Можно сказать, мы не можем себе позволить лицензию, потому что зарплаты у нас маленькие, едва на жизнь хватает. И это будет понятным, но я ни за что не поверю, что у людей за всю жизнь не нашлось денег на всего лишь одну коробку с любимой, единственно любимой игрой, или, по крайней мере, просто любимой.
Это конечно уже вопрос морали. Отечественных разработчиков я поддерживаю всегда, просто потому что надо. Да и потому что, слава богу, отечественные лицензии стоят относительно не дорого, да и кроме того любой пират столкнется с большими неприятностями, попробовав украсть наше.
Чужое? Это мы завсегда, пожалуйста, но за наше будет вам камера с удобствами. Это вопросы нашей с вами морали, морали того общества, в котором мы живем, а что делать разработчику и издателю, чей совместный продукт не окупился?
Тогда раз мы делаем скидки себе, может быть стоит сделать и скидки разработчикам? Раз мы не платим им за работу денег, не поддерживаем их ничем, кроме как лозунгами… будем получать игры по заслугам.
На этом пути каждый может сломаться. Вам не досуг, какие переживание испытывает человек, который был в конторе с момента ее рождения, кто был со всеми на равных, и был полон надежд на светлое будущее.
Вы не знаете о том, как этот человек вместе складывал из маленьких кирпичиков это здание, и как потом прошло некоторое время, и он оказался не у дел. О том, как портились отношения с сослуживцами, о том, как уходили «собратья по оружию». Вам вряд ли известна (да и мне, в общем-то, молод больно) боль человека, который «убил» на разработку игр почти всю жизнь, и остался, в конце концов, у разбитого корыта.
Давайте уважать чужой труд, и пытаться рассматривать ситуацию не только с точки зрения потребителя или прожорливого кадавра. Но и с точки зрения менеджеров, с точки зрения издателей, финансистов, и просто творческих людей.
P.S.
Я не хочу обелять чье-то имя, или наоборот порочить. Для себя я давно решил, что буду участвовать в разработке правильных игр. И я уверен, что если сделать игру как надо, кроме того, попробовать учесть мнения большинства игроков, то можно сделать настоящий хит. Примеры тому есть.
Но я знаю, что для того чтобы сделать что-то хорошее мне предстоит пройти длительный путь, часто придется быть не в ладах со своей совестью, часто придется наступать себе на горло… иначе и быть не может. Может быть, в конце концов, дойдя до одной из отметок дороги к мечте, я обнаружу, что вокруг никого нет, что соратников не осталось, что я уже стар и немощен, а до финала идти и идти. Кто знает… в этой жизни может быть все.
Это только в сказках все за раз делается, по мановению волшебной палки.
P.P.S.
Давайте также не позволим этой теме скатится в ту, в которой будет обсуждаться тяжелая российская жизнь, где, какие там игры, на корку хлеба не хватает, и т.д. Часть текста, повествующая о пиратстве, и о невозможности купить лицензию, не укор вам. Ни в коем случае.
Только лишь констатация того, что все в мире связано, мысль о том, что нельзя влезть на елку, не ободрав при этом тендера.