Dimka, вот эти все темы, которые в фильме затрагиваются, они действительно интересны. Но меня гораздо больше беспокоит манера съемки. В этот раз рассказчик из режиссера плохой. Отсюда очень много странных, вызывающих вопросы решений. Отсюда реакция на фильм у некоторых критиков.
Вот Купер рассказывает, что сталкивался с гравитационными аномалиями еще когда был пилотом испытателем. И? Почему этот момент больше не упоминается, когда весь последующий фильм выясняется, что в подобных аномалиях был заложен глубокий смысл. Может быть, уже тогда люди из будущего загубили Куперу испытания и карьеру, чтобы он стал фермером, завел книжную полку в комнате дочери и наткнулся на подземных НАСА?
Вот пожилой доктор Брэнд встает у доски с изображениями 12-ти ученых и рассказывает, что всеми ими руководит блистательный доктор Манн, которого так и не показывают крупным планом, хотя только что перед нами мелькнуло несколько портретов. Рассказчик наступает на собственные грабли, неумело скрывая от нас актера, играющего эту роль. Жертвует качеством повествования ради сюрприза. И ведь это же решение не позволяет задействовать портреты ученых позже, когда Амелия объясняет, кто из них на какой планете находится.
Вот Купер подлетает к кротовой норе, и ему с помощью бумаги и карандаша объясняют, что эта нора означает, а также объясняют, почему она выглядит как шар. Почему объясняют первое? Этот вопрос он должен был задать еще на Земле, там же дырявить карандашом листочек, выслушивая объяснения, куда и как отправили 12 ученых-рейнджеров. Почему объясняют второе? Он ведь сценой ранее наблюдал показания снятые с зонда, который огибал нору по кругу, где Купер выдавил:
Словно перископом вращать.Почему они полетели именно к той системе, в которой находится черная дыра? Из огня да в полымя. Потому что черная дыра оказалась сюжетообразующей штуковиной. Без нее никуда. В ней скрыт гиперкуб из будущего. Но в то же время мы узнаем о ней так внезапно, так поздно, и никто кроме Купера не удивляется ее появлению в истории. Чувствуется конструкция, а не рассказ. И ведь эту проблему можно было хоть как-то обойти. Например, сделав так, чтобы пожилой доктор Брэнд подтолкнул экипаж лететь именно в это место, скрыв, что его гравитационная проблема требует дополнительного исследования черной дыры.
Гибель Дойла я все еще никак не могу простить. Она оказалась такой нелепой. Пропустил даму с роботом вперед, не успел забежать внутрь. Смыло. И вот смотришь, как после этого Купер и Амелия обсуждают течение времени. Камера смотрит на одного, на другого, на одного, на другого. Почему? Диалог двух людей можно запросто снять намного изысканнее. Тут же еще и добавляются неаккуратные склейки. Когда в одном кадре голова Брэнд расположена в левой части кадра, она спокойна. А уже в следующем в правой части, наклонена вперед, изменился голос. Словно настоящего диалога между актерами не происходило. Словно у героини Энн Хэтэуэй случился приступ истерии, выпучились глаза, гляди, пена изо рта пойдет. И ведь ее последующая затянутая речь про зов сердца, любовь, осязаемую величину, силу лишь подкрепляет эту точку зрения.
Вот Купер смотрит записи, накопившиеся за 23 года, расклеиваясь уже на самой первой. Почему на ней? Ведь на ней течение времени еще не так ощутимо. На ней он встречает своего сына таким, каким видел его совсем недавно, до прыжка в кротовую нору, до водной планеты. Логичнее было бы расклеиться при виде значительно повзрослевшего сына, внука или узнав о смерти последнего.
А как на протяжении всего фильма нас мучают тем самым стихотворением? Оно цитируется аж пять раз. Первый раз во время отлета оно кажется совсем неуместным. Второй раз во время общения Брэнда с дочерью через послание. Третий раз во время смерти Брэнда. Четвертый о нем упоминает Манн. Пятый надпись на стеле в честь проектов Лазарь/Эндюранс на лужайке, у дома. Одного раза, видимо, было недостаточно, чтобы уловить метафору.
Много жалоб было на то, как в фильме преподносятся планеты. Нет ощущения путешествия. И действительно, откуда ему взяться, если режиссер не переходит от общего к частному. Летим к первой планете. Мелкий шарик на фоне Гаргантюа. Вид с прикрепленной к рейнджеру камеры на поверхность планеты. Вид с такой же камеры. На фоне яркий свет. Вид на воду. Возврат же с планеты и вовсе опущен. Взлет с волны оканчивается открытием шлюза и встречей с постаревшим Ромили. На следующей планете они летят сквозь облака. От тех откалывается кусок льда. Выдвигающаяся ножка корабля касается поверхности... Очень сильно не хватает промежуточных планов. При этом виды с камер кораблей чаще всего не дают необходимой зрителю информации, показывая корабль на пол экрана.
Расположение всех объектов относительно друг друга понятно лишь в сцене взрыва/стыковки/спасения Эндюранс. И этот эпизод просто великолепен! Это самая сильная сцена в фильме. Которая тут же омрачается тем, что в результате всех этих маневров главных героев начинает нести в невесть откуда взявшуюся черную дыру.
А внутри дыры целая очередь озарений. ТАРС делает заключение, что "они" привели их в куб не ради изменения прошлого. Купер делает заключение, что они сами себя привели, что он сам привел их сюда. Купер объясняет ТАРСу устройство куба, хотя тот только что объяснял его ему. Купер объясняет ТАРСу, что им нужно передать данные, хотя только что ТАРС объяснял Куперу, что им нужно передать данные. Купер приходит к мнению, что "они" не способны общаться с трехмерным пространством сами. Купер приходит к мнению, что "они" есть мы из будущего. Каким образом они делают все эти заключения? На основе какой информации? Очевидно там лишь закрытие гиберкуба, потому что его действительно показывают, потому что это визуальный процесс, и мы можем представить, что ТАРС увидел его раньше Купера. Но все остальное, как и тысячи других мелочей, опять проговаривается героями. Show, don't tell же!
Меня, кстати, удивляет, как друг Мёрф стоит на улице и несколько раз кричит ей в дом, в то время как она на втором этаже, в своей комнате с закрытым окном, роется в вещах. Но слышит его, отвечает ему.
Кстати, о сыне. Вот у главного героя есть сын. А так ли важна его роль для повествования? Выбрось всю его линию, ведь ничего в сущности не изменится. Показать, насколько тяжело живется людям на Земле можно и иными способами. Конфликт же между ним и Мёрф какой-то надуманный. И эти вставки со стариками? Вы либо весь фильм используйте этот прием, либо не используйте совсем. К чему они вообще были? Сделали ли повествование интереснее? Я затрудняюсь ответить. Зато сколько сил на них положил режиссер, я даже не хочу упоминать эту историю. Сэкономленного времени с лихвой хватило бы на то, чтобы сделать этот фильм лаконичнее.
И музыка? Смотрите, в кадре происходит что-то значимое! А нет, это Купер просто выглянул в окно собственного дома. На полном серьезе интересуюсь, неужели это хорошо, когда
во второй половине композиции Циммер выкручивает громкость на полную мощность? Разве это признак хорошего саундтрека, достойного похвалы, наград?
Как я уже сказал ранее, мне нравится, что пытается сказать режиссер, местами даже нравится, как именно он это делает. Но если брать весь фильм целиком, это одна из слабых картин Нолана.