Однако перейдем к непосредственной теме разговора…
…в топике по Unreal 2 поднимался очень любопытный, на мой взгляд, вопрос. Вопрос плагиата в играх. Очень важный, и очень интересный с очень тонкими гранями. Кроме того, так легко найти плагиат, если знаешь что его нужно найти, потому, что тебе не нравится та или иная игра, не правда ли?
Я вообще очень странно отношусь к формулировке плагиат в играх, или скажем в рисовании, в том же трехмерном моделировании, или в приготовлении пищи.
Давайте попробуем вместе поразмыслить, и начнем отталкиваться от определения, которое гласит:
Плагиат (от лат. plagiо — похищаю) — самовольное заимствование, выдача чужого произведения или части под своим именем или псевдонимом; литературная кража.
И начнем мы с вопроса заимствования уровней из чужих игр. Я попытаюсь вам объяснить, что такого понятия нет, и не может существовать, если геометрия уровня и текстуры не сняты подчистую.
Дизайнер уровней начинает свою работу с того, что либо сидит на стуле и покачивая ногами придумывает как он его оформит, либо получает от художника планы уровня (предположим, что это план сверху) и скетчи с изображениями основного стиля архитектуры (то есть разного рода барельефы, изображения на стенах, скульптуры & etc.) часто это виды основных комнат, локаций и домов.
Все остальное лежит на плечах этого дизайнера. Получив от художника скетчи (своеобразные предпосылки к моделированию уровня) и набор текстур созданный художником по текстурам он планирует уровень, если это не сделал за него кто-нибудь другой и приступает к постройке.
Я не первый раз слышу крики «…а-а-а, вот он украл этот уровень оттуда, а этот просто вчистую слизан их этой игры…», недавно я услышал подобные комментарии и в свой адрес.
Рассмотрим для примера создание двух уровней техногенного и египетского характера, на их примере сразу станет ясно, что плагиатом в уровнях многие считают не украденную геометрию уровня, а похожие стилистические элементы в оформлении, что при детальном рассмотрении также не является плагиатом…
Оформление уровня в стиле «техноген»
Техногенный уровень (в играх) это, прежде всего большое количество бетона, стали, проводов, различных механических устройств, огня, кислоты и т.д. Производственные постройки, как в реальности так и в НФ выглядят стандартно, никому не приходит в голову украшать складские комнаты барельефами и цветастыми текстурами, все должно быть более или менее функционально.
Не для кого не секрет, что первопроходцами в трехмерных играх были Doom, Quake, Duke Nukkem 3D и Half-life это своеобразные родоначальники жанра. Можно было бы упоминать и прямых родителей игр, таких как 3D-Wolf или Catacombs, но логичнее это делать на примере вышеупомянутых, так как именно там появилась более или менее приличная геометрия позволяющая делать разноплановые декорации.
Half-life подарил нам множество красивых (для того времени) уровней, главными из которых были уровни техногенного плана. В них богато использовалась и сталь, и желто-черная окантовка на стенах, и предметах (restricted line). Таким штрихом обычно маркируются подвижные части механизмов, но в играх они приобрели несколько новый вид, эти знаки всегда сопутствуют индустриальным зонам, их рисуют на стенах, ими разукрашены контейнеры и т.д.
Сейчас когда ты видишь эти линии в игре твой мозг отмечает ту игру где ты увидел этот знак впервые. К примеру, не так давно я услышал фразу «А-а-а… помню-помню этот значок эти гады своровали из Quarantine (3D-экшэн на колесах про безумное такси)». Речь идет о значке биологической опасности (biohazard) который использовали в логотипе игры. Никто не задумывается о том, что это просто знак, реальный знак, права на который не принадлежат той или иной игре.
Вот таким вот образом и появляется миф о плагиате. Мы же не говорим о том, что, к примеру плакаты в Red Faction (сделанные в стиле очень похожим на красно черные плакаты дореволюционного образца) сворованы у нас, хотя некоторые могут, уверен… это не воровство, а использование стиля. Если я нарисую агитационный плакат красной и черной тушью с лозунгом «долой плагиат» это не будет плагиатом на упоминавшиеся плакаты, это будет использование стиля, определенной техники рисования.
Теперь снова вернемся к техногену. Уровни как правило оформляются в едином стиле. Это либо квадратные, либо трапецивидные проходы и широкие комнаты с большим количеством лестниц и полов затекстурированных одной и той же текстурой. Это стандартный рисунок листового покрытия, часто его можно видеть в отчечественном метрополитене, на заводах и т.д.
Но почему-то у зрителя увидевшего впервые эту текстуру в Quake создается не очень верное суждение о том, что если он увидит такую текстуру в другой игре подобного плана, с каким-нибудь заводом, или исследовательской лаборатории, то это и будет являться плагиатом.
Бедные разработчики изощряются, как могут, придумывают «оригинальные» овальные, треугольные, шестиугольные ходы, чтобы хоть как-то разнообразить уровень, и чаще всего натыкаются потом на насмешки в адрес странных скособоченных уровней не похожих на реальность. Очень смешно смотреть на потуги изобразить сталелитейный завод по новому, оригинально и отлично от других игр, когда дизайнер «придумывает» двери похожие на восьмерку, емкости для хранения химикатов в виде бананов и т.д.
Теперь кратко пробежавшись по техногену обратимся к Египту, здесь ситуация еще смешнее…
Оформление уровня в стиле «Египет»
Не так давно появившаяся игра «Serious Sam» нанесла серьезный удар всем дизайнерам уровней с использованием египетских мотивов. Как бы не старался дизайнер, какие бы текстуры и скульптуры не создавал ему, редко удается не услышать фразу следующего вида «м-м-м… да, это смахивает на Крутого Сэма», или «а в Serious Sam к решению этого вопроса подошли иначе».
Людям свойственно мыслить ассоциативно, и если до Serious Sam они не играли, скажем в Chasm где также есть уровни в египетском стиле, то главным эталоном сравнения станет именно Sam, а по идее им просто должен бы стать сам первоисточник… нет-нет дорогие мои, не Chasm, а просто-напросто сам Египет.
Поэтому когда человек говорит, к примеру, эти пещеры содраны с Half-life, эта дыра с вылезающим червем оттуда же, а вот этот обелиск явно стибрили с Serious Sam, ему нужно посоветовать вспомнить первоисточник (а кроме того правильно использовать формулировки).
Им может быть богатая человеческая фантазия, книги, кинофильмы и работы художников. К примеру, когда Half-life еще не было, а Doom болтался в голове у своего папочки был замечательный фильм «Звездные Войны» где в пустыне Татуина обитал очень симпатичный монстр (эдакая пасть в песке), и монстры живой планеты из Unreal 2 как две капли воды похожи на своего собрата.
Монстры же (которые вылезали из пола и норовили куснуть) из Half-life как две капли походят на своего очередного собрата опять таки из «Звездных Войн» но уже из другой, однако такой же древней части. Однако никто не дерзнул обвинить Half-life в плагиате. Интересно почему?
Только не говорите, что в мире компьютерных игр он (Half-life) просто успел первым и застолбил этих монстров и эти уровни, как старатель первым занявший золотоносный берег реки. Такое заявление не будет объективным, и на правдивое претендовать вряд ли сможет. Нельзя «застолбить» дерево, или луну, или Солнечную систему, или вампиров с орками под свои игры.
Первое резюме
К чему я клоню? К тому, что лучше называть плагиатом настоящий плагиат. И давайте честно смотреть правде в глаза. Если нам, к примеру, нравится одна игра, а ее собраться нет, то аргументом в обсуждении не могут быть обвинения в том, что кто-то своровал из нашей любимой игры уровни и монстров. Мы ведь не ругаем все игры за то, что в них часто используется шотган, который появился в играх даже не Doom’e?
Если мы видим похожие элементы в постройках, логотипах, вкусе пива и т.д. не стоит торопиться обвинять кого-то в плагиате.
Стоит для начала просто поразмыслить.
Знаете как большинство digital-художников делает текстуры для игр? Я вам расскажу.
Художник идет либо на завод, либо к пирамидам (в зависимости от стиля) и фотографирует объекты. Потом делает из этих фотографий миксы, вырезает некоторые детали, и занимается пост-обработкой. Это один способ.
Второй способ. Слишком дорого лететь в Египет. Поищу как лучше фотографии в Интернете, или в банках фотографий. Далее те же самые операции.
Третий способ. Делает сам, с нуля. Сложно, долго, часто не имеет фотореалистичности.
Будем ли мы обвинять художника в плагиате, если он использует для своих текстур реальные, земные образцы? Будем ли мы обвинять моделлера за то, что при моделировании человека он в качестве образца использует реальные образцы (то есть настоящих человечков с двумя ногами и как не странно с двумя руками и одной головой, пользуясь фотографиями, а не образами которые хранит его память)?
За то, что дизайнер интерьеров предпочтет моделировать завод, пользуясь здравой логикой, а не спонтанным мнением пользователей?
О плагиате реальном
Как мне однажды объяснили, авторское право очень странная штука. Если ты, к примеру, прилепишь Микки-Маусу третье ухо, то он перестанет быть Микки-Маусом, а следовательно не будет украденным. Это был очень грубый пример, видимо меня не хотели «грузить» терминологией и т.д. но суть отражает достаточно четко. Корни плагиата нужно искать глубже, если в игре используется крылатая женщина, и называется она либо вампиром, а в другой таже, но Горгоной, или горгульей это еще не значит что кто-то у кого то, что-то украл. Отправляйтесь к первоисточника, к древним легендам, и сказаниям, или в мир где все это есть…
А вот если ты в рекламе придумал оригинальный ход, оригинальную дизайнерскую задумку, к примеру исколотый иглами апельсин, или еще что-нибудь такое, прилепив к этому запоминающийся «слоган» и создал из этого апельсина стиль, то любой укравший его становится плагиатором.
Если ты создал группу «Тату» из двух девочек псевдо-лесбиянок (а может и не псевдо какая разница, каждый имеет право на ориентацию), а кто-то поглядев на твой успех создает группу из двух геев и называет ее «Тута», то это скорее всего тоже будет плагиат, но с рядом оговорок, тут нужен комментарий юриста.
А вот если ты изобрел велосипед с квадратными колесами, а другой поглядев на тебя решил быть более оригинальным и сделал велосипед с треугольными колесами, а ты взял да и обвинил его в плагиате, потому, что он мол решил выделится аналогичным способ но с использованием треугольников… то скажу вам ребята, кончайте маяться дурью садитесь на обычные велосипеды и не морочьте другим голову.
Второе резюме:
Интересно выслушать ваше мнение, готов дискутировать и дальше, если такая постановка вопроса вас не удовлетворяет. С удовольствием рассмотрю и другие аспекты «заимствования» чужих идей, мыслей и продуктов, но для начала предлагаю вспомнить известную фразу Пола Макартни:
- Музыкальные идеи носятся в воздухе…