Я вот вдруг задумался: а так ли хорош сюжет Ведьмака, как я всегда о нем думал. И хочу поделиться своими мыслями. Дальше, наверное, будет много спойлеров. Но, я думаю, ничего страшного: все, кто хотел пройти эту игру, наверняка уже ее прошли.
1) Первое это расследование в Вызиме.
Геральт подозревает шестерых человек и хочет выяснить, кто же его "заказал" в канализации. Т.е. вся эта возня из-за двух убитых саламандр. В результате расследования выясняется, что за всем стоит Азар Явед это то, что было известно и до начала расследования. Вообще до прихода в Вызиму. И это в случае, если расследование завершилось успешно: там еще есть ветка, когда можно кого-то обвинить облыжно. Могилу, кажется. И убить его.
Далее, Геральт выяснил, что Азар Явед принял облик Марлоу почему же он никак не использовал это свое знание? Надо было подкрасться незаметно и убить его, пока тот не ожидает. Или, если Геральт хотел вернуть украденные секреты Каэр Морхен, нужно было втереться в доверие к "Марлоу" и как можно позже себя выдать, узнав как можно больше. Но нет! Все, что придумал Геральт, это отвести его к болотной башне и пафосно сказать: веди меня туда, где ты держишь все украденные секреты!!! (Негодяй!!!!) Как-то это... наивно, что ли...
2) Геральт играет в шпиона.
И это более, чем странно. Геральта порой на улице узнают незнакомые люди, которые к тому же видят его впервые в жизни просто по описанию узнают. Но при этом в лаборатории по производству фисштеха его никто не узнал. Т.е. основные его враги саламандры не знают, как он выглядит!
Забавно, что на входе в лабораторию стоят два мужика и говорят: проваливай, частная собственность! Это городская-то канализация частная собственность? И почему нельзя им этот вопрос задать?
Кстати, Геральт потерял память: он не помнит, кто его знает, а кто нет. Но это понятно, это просто "киношный" прием: любую игру приходится начинать либо новичком, либо профессионалом, временно потерявшим память.
Ради справедливости нужно сказать, что в фильме Геральт тоже играл в шпиона, выдавая себя за саламандру. Но там он хотя бы переоделся в костюм. И все равно его узнали.
3) Выбор между Шани и Трисс.
Очень надуманный и искусственно притянутый за уши выбор. Трисс хочет контролировать Альвина, потому что тот является магической аномалией и мешает ей что-то там сделать. Но вдруг она решает его усыновить, да еще хочет, чтобы и Геральт сделал то же самое. И Геральт никак не возражает!
Более того, и Шани хочет того же та самая Шани, которая отдала Альвина на воспитание ведьме Абигайл еще в предместьях. Ну понятно, что она пытается таким образом манипулировать Геральтом. Но с чего они обе решили, что это сработает? И почему это сработало?
Когда я первый раз играл, я выбрал Шани. Наверное, потому что, всю первую половину игры я с ней активно взаимодействовал. Да и внешне она мне больше нравится. К тому же выбор нужно было делать срочно я долго не думал.
Но дело в том, что игру можно пройти, поговорив с Шани всего дважды. Первый раз при первой встрече, и сразу сказать ей до свидания. А второй раз она уже говорит, приведи ко мне Альвина, поцелуй меня и ступай. С какой стати я должен ее целовать?? О_о
А самое печальное, что выбор этот ни на что не влияет. Может, только на самую-самую концовку. Т.е. буквально все равно, к кому вести Альвина. Можно, конечно, руководствоваться какими-то рациональными и объективными доводами при выборе. Но в обоих случаях результат получается одним и тем же.
Всё же можно предположить, что Альвин был нужен Трисс на самом деле для чего-то. Она попыталась его привести и столкнулась с Шани. И уже затем обратилась за помощью к ведьмаку. Но зачем тогда все эти игры с треугольником Радклиффа?
С другой стороны, почему Шани возражала? Альвин ей, очевидно, нужен не был (она отдала его Абигайл), с ведьмаком у нее все и так было на мази. Странно всё это.
4)Великий магистр ордена Пылающей розы.
Как я понял, мутанты ("и удачные, и неудачные") ему были нужны лишь с одной целью: устроить хаос в Вызиме. Т.е. получается, высокоточное оборудование, лаборатория Калькштейна, ведьмачьи секреты все это было нужно только для того, чтобы устроить хаос? Это примерно как микроскопом забивать гвозди.
Я еще могу понять, если бы он хотел вывести новый тип людей, который переживет белый хлад, и все такое. Но хаос?...
Ясно, что можно было обойтись и без ведьмачьих секретов, тем более, что основной хаос устроили нелюди, спровоцированные магистром. Но тогда вся история проседает под своей тяжестью: магистр мог не грабить Каэр Морхен и не красть секреты тогда ведьмак не пошел бы на их поиски. Тем более, как в конце выяснилось, "только ведьмак может испортить" собственные слова магистра. На этом ведьмаке все держится, как на ржавом гвозде.
Кстати, как можно "вернуть" секрет? Если секрет однажды перестал быть секретом, то как сделать его секретом снова? Только убив всех, кто о нем узнал. Магистр мог бы об этом задуматься.
Ну и концовка, где Магистр возвращает бумерангом все фразы, которые Геральт говорил ему в детстве, конечно, наводит жути. Но получается, что бы я ни сказал Альвину, он в любом случае все переврет и встроит в свой безумный план.
Вообще, после Темноводья игра встает на прямые рельсы, и играть дальше интересно только в первый раз.
5) Короли.
Вообще-то это не претензия к сюжету. Но короли, которые называют свое королевство борделем, а подданных быдлом. Как-то они не внушают уважение. Точнее, они пытаются внушить уважение: угрозами. Но как уважать того, кто себя не уважает? Впрочем, возможно, по замыслу они и должны такими быть. Я думаю, вторая часть игры ("Убийцы королей") лучше раскрывает тему королей.
6)Тюрьма
Из предместий в город ведьмак попадает через тюрьму. На самом деле это тоже "киношный" прием, только на этот раз удачный: возможно, это единственный способ заставить Геральта поиграть в кости и подраться, если он еще этого не сделал. А так же заставить его убить монстра за награду.
Кроме того, на выходе из тюрьмы Винсент говорит, что Геральт не может покинуть Храмовый квартал, чтобы не нарушать карантин хорошее обоснование, что мы (игроки) больше не можем попасть в предместья.
Но при этом легко видеть, что Леуваарден легко нарушает карантин, перемещаясь с дамбы и обратно по своему желанию. Да что Леуваарден это может делать и Кирпич, и торговка травами, и вообще, такое чувство, кто угодно, кроме ведьмака.
PS
Ради справедливости нужно сказать, что есть и хорошие квесты. В основном побочные. Из основных это "На ярком солнце" про полуденицу и полуночницу. Есть в этом квесте что-то завораживающее. Как праздник жизни легко и непринужденно превращается в драму. Но при этом этот квест каким-то образом соседствует с Дагоном и Лафкрафтом. А магия в игре соседствует с наукой. Впрочем, может, это и не плохо.
Может быть, даже не сюжет главное достоинство "Ведьмака", а атмосферность. Что город действительно живет, реагирует на поступки ведьмака (например, проститутки отказываются "сотрудничать", если ведьмак становится на сторону эльфов), день сменяется ночью, и т.д.